МОСКВА, 29 июл — РИА Новости. Перенос сроков строительства боевых кораблей коснется серийных проектов — таких как "Борей" и "Ясень", однако этот сдвиг не повлияет на боеготовность ВМФ России, считает главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.
Президент РФ Владимир Путин на совещании о перспективах развития Военно-морского флота заявил о том, что допускает возможность переноса сроков строительства боевых кораблей со сроками сдачи после 2015 года на период до 2025 года в рамках новой госпрограммы вооружений. Также глава государства дал полгода на решение проблемных вопросов, выявленных между военными и промышленностью России.
Согласно заявлению вице-премьера Дмитрия Рогозина по итогам совещания, в сентябре 2013 года будет готова программа развития судостроительной отрасли в России. В ней будут различные разделы, которые будут четко определять задачи строительства подводного и надводного флота, взаимоотношения между заказчиками и исполнителями заказов, ответственность головного исполнителя будет повышаться.
"Что касается переноса, очевидно, что это серийные поставки по основным программам, которые выполняются промышленностью для флота. В первую очередь, это серийные стратегические подводные лодки, "Борей" и "Ясень". Шестая, седьмая и восьмая лодки, очевидно, будут сдвинуты по срокам и будут перенесены на более поздние даты. У нас сейчас основу морских стратегических ядерных сил составляют подлодки 667БДРМ, они недавно прошли средний ремонт, вполне обладают необходимыми ресурсами для несения боевой службы, и здесь ничего фатального не будет, если завершающие серию "Бореи" вступят в строй с некоторым сдвигом", — сказал Коротченко.
То же самое касается не только "Ясеней", но и надводных кораблей основных классов, которые сегодня серийно создаются для ВМФ России, отметил эксперт. Причины этому есть как объективные, так и субъективные, добавил он.
Все вопросы к поставщикам
"Я думаю, фатального здесь ничего нет, хотя и хорошего тоже. Но надо быть реалистами, а реальность заключается в том, что промышленность сдвигает сроки сдачи.
Современный корабль требует огромного количества поставщиков, например, по "Бореям" их более 650. Понятно, что если кто-то нарушает сроки, то это тянет за собой всю цепочку. Тем не менее, есть контракт, он подписан, в нем предусмотрены все сроки. Если контракты финансируются нормально, то дальше вопрос не к Минобороны, а к поставщикам", — считает главред "Национальной обороны".
По его словам, Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) — это поставщик финальных образцов продукции, поэтому требовать от нее четкого выполнения поставленных сроков невозможно, если "все упирается в поставщиков".
"Это вопрос не к ОСК, а к предприятиям второго, третьего и четвертого уровня кооперации. Здесь надо ужесточать спрос на этом уровне, потому что сама корпорация сроки готова выдержать. Это вопрос системный, к уровню промышленности. Деньги пошли, и гигантские, но решать одними деньгами проблемы, которые накапливались десятилетиями, невозможно. "Золотой дождь", пролившийся на промышленность, не сможет заставить ее в одночасье решить вопросы скорости и качества", — подчеркнул Коротченко.
Он выразил сомнение в том, что все проблемные вопросы в судостроении между промышленностью и минобороны смогут быть оперативно решены за полгода, и напомнил, что наравне с обновлением существующего корабельного состава и созданием принципиально новых образцов вооружений необходимо создавать надлежащие пункты базирования для кораблей и подводных лодок, чтобы они не вырабатывали свой ресурс, постоянно находясь в море.