Илья Крамник, военный обозреватель РГРК "Голос России", специально для РИА Новости.
Точка опоры – под водой
Около 60 подводных лодок, от атомных подводных ракетоносцев до многоцелевых дизельных субмарин, составляют сегодня основу боевой мощи ВМФ России, и такое положение, очевидно, сохранится и в обозримом будущем. В этой связи любые новости подплава – будь то ввод в строй "Юрия Долгорукого", головного ракетоносца проекта 955 "Борей", или возобновление работ над перспективным проектом неатомной подлодки 677 "Лада", – вызывают особый интерес.
Вместе с тем, формат подводных сил в том виде, в котором он был определен госпрограммой вооружения на 2011-2020 годы, предполагающей строительство восьми стратегических атомных ракетоносцев (РПКСН), семи (или восьми) многоцелевых ракетоносцев, и 10-12 неатомных подлодок, нельзя было назвать сбалансированным. При более-менее адекватных темпах замены РПКСН и неатомных ПЛ, эта программа в исходном виде грозила серьезным сокращением численности атомных многоцелевых лодок: сегодня в составе ВМФ России насчитывается 27 многоцелевых субмарин проектов 949А, 971, 671РТМК и 945/945А, значительная часть которых будет списана в силу физического устаревания в течение ближайших 10-12 лет.
Замена выводимых лодок всего 7-8 "Ясенями" вряд ли возможна – при всех внушающих уважение характеристиках этого проекта, "Ясени", как и любая другая субмарина, не способны оказаться одновременно в нескольких местах, чтобы заполнить "дыры", образовавшиеся в результате резкого сокращения флота. При этом увеличить объемы строительства "Ясеня" хотя бы до 15 единиц до 2025 года также малореально в силу большой стоимости (превышающей сто миллиардов рублей за единицу) и сложности лодок данного типа.
Ставка на истребитель
Напрашивающимся выходом в данной ситуации может стать разработка нового, менее амбициозного и более дешевого проекта, который мог бы заменить выводимые из состава флота многоцелевые лодки в пропорции 1:1.
Это решение в итоге было принято: в начале июля в ряде СМИ со ссылкой на компетентные источники в Объединенной судостроительной корпорации прозвучала новость о том, что для ВМФ России разрабатывается новая атомная подводная лодка, предназначенная для замены субмарин проектов 671, 971 и 945. Главной задачей этой новой лодки будет защита своих РПКСН от атак многоцелевых подлодок противника, а также охота за вражескими ракетоносцами в их районах патрулирования.
Просачивающаяся из недр отечественной оборонки информация позволяет предположить характеристики подобной субмарины. Наиболее вероятно, что перспективный подводный истребитель будет иметь подводное водоизмещение в пределах 6-7 тысяч тонн (против 13-14 у "Ясеня"), скорость в пределах 30 узлов и вооружение из 4-6 торпедных аппаратов и 8-12 крылатых ракет в универсальных пусковых установках. Стоимость подобной субмарины должна укладываться в рамки 50-60 миллиардов рублей в нынешних ценах.
Менее мощная энергетическая установка и упрощенный состав вооружения должны позволить строить эти субмарины более быстрыми темпами. Предполагается, что строительство головного корпуса нового проекта может начаться уже в ближайшие 2-3 года, что при нормальном финансировании позволит ввести его в строй к 2020-21 году. Серийное строительство, в случае развертывания его на нескольких заводах, помимо Севмаша, позволит ввести в строй до 2030 года до 20 "истребителей" нового проекта, однако даже 10-12 новых лодок в сочетании с "Ясенями" и модернизацией наиболее "свежих" субмарин советских проектов будут весьма серьезным пополнением флота.
"Американский вариант": сходство и различия
Проблему, которую сегодня решает ВМФ России, несколько раньше уже решали военно-морские силы США, после Холодной войны также столкнувшиеся с резким сокращением ассигнований и ростом стоимости субмарин новых проектов.
В 90-х годах американский флот отказался от серийного строительства субмарин типа "Си Вулф" – крупных, тяжеловооруженных и скоростных подводных крейсеров в пользу менее амбициозного проекта, которым стал в итоге проект лодок типа "Вирджиния". Три построенных в 90-х годах (вместо 30 запланированных) "морских волка", причем последний – "Джимми Картер" – в варианте лодки спецназначения, так и не получили продолжения, тогда как "Вирджинии", строительство первой из которых началось в 1999 году, размножены уже в 10 экземплярах, и в общей сложности ВМС США рассчитывают получить не менее 30 лодок этого типа для замены устаревающих субмарин типа "Лос-Анджелес".
Но в настоящее время это решение неприемлемо по политическим причинам. В ВМФ России многоцелевые лодки проекта 885 "Ясень" должны занять место атомных подводных крейсеров проекта 949А, главным назначением которых является борьба с соединениями надводных кораблей противника, прежде всего – с авианосцами. Эта задача по-прежнему остается актуальной, учитывая не только сложный формат российско-американских отношений, но и текущую обстановку на Дальнем Востоке, где основные игроки – Япония и Китай – наращивают потенциал надводных флотов, при этом возможность конфликта с Японией сегодня для России наиболее высокая из всех гипотетических вариантов столкновений с другими развитыми государствами.
Напротив, в ВМС США "Си Вулф" при всех его возможностях, оставался, прежде всего, "подводным истребителем" – задача борьбы с надводным флотом противника в США возлагается главным образом на палубную авиацию. Таким образом, прямое следование по американскому пути для России было бы возможно лишь при встраивании в американскую геополитическую орбиту и военном союзе с США, что практически нереально в обозримом будущем.
Исходя из текущей геополитической обстановки подводный флот России должен сохранить свое "противокорабельное" крыло, и эта задача автоматически диктует необходимость наличия в составе флота как минимум 8-10 многоцелевых подлодок с мощным ракетным вооружением.
На период до 2030 года она может быть решена строительством 7-8 субмарин типа "Ясень" и сохранением в составе флота 3-4 модернизированных крейсеров проекта 949А.
Неатомное будущее
Еще одним отличием России от США является необходимость содержать внушительный флот неатомных субмарин (этот термин стал употребляться вместо традиционного "дизельные субмарины после появления различных воздухонезависимых энергетических установок, в том числе и без традиционных дизельных двигателей) – в силу наличия соответствующих морских театров типа Балтики, Черного, Средиземного, Японского морей, и отсутствия союзников, способных взять на себя эту ношу.
Для США такими союзниками являются, например, Германия, Нидерланды, Норвегия, Япония и ряд других стран. Имеющийся объем задач диктует необходимость содержать в составе флота минимум два десятка подобных субмарин, способных самостоятельно решать ряд задач на замкнутых морских театрах без отвлечения на эти задачи сил атомного подплава.
Но сегодня в составе флота насчитывается лишь 18 дизельных подлодок проекта 877 "Палтус", более известных как "Варшавянка", постройки 80-90-х годов, значительная часть которых небоеспособна. Восстановление потенциала неатомного подплава сегодня идет двумя путями – ремонтом имеющихся "Варшавянок" и строительством новых боевых единиц, однако если с первым путем все более-менее ясно, то второй столкнулся с серьезным препятствием в виде затруднений с реализацией нового проекта 677 "Лада".
На доработку "Лады" и ее силовой установки были брошены лучшие силы подводных и энергетических КБ, при этом процесс затянулся в частности из-за отвлечения инженерно-конструкторских кадров из энергетической отрасли на восстановление пострадавшей в аварии Саяно-Шушенской ГЭС.
В качестве временной меры в итоге было принято решение о постройке лодок отработанного 636 проекта – усовершенствованная экспортная версия проекта 877 – с опозданием почти на 10 лет, поскольку 636 проект предлагался для ВМФ России еще в начале 2000-х годов. Будь это решение принято в то время, сегодня флот мог бы иметь как минимум 6-8 дизельных субмарин новой постройки. Тем не менее, сегодня шесть лодок этого проекта заказаны для восстановления подводных сил Черноморского флота, и три из них уже строятся: головная субмарина проекта 636.3. "Новороссийск" должна быть спущена на воду в этом году.
Занимательная арифметика
Сегодня в составе флота насчитывается, как уже сказано, без малого 60 лодок, без учета различных аппаратов специального назначения и подлодок-носителей таких аппаратов. Вместе с тем, выполнять боевые задачи могут, по разным оценкам, не более 4-5 подводных ракетоносцев, 12-15 многоцелевых атомных субмарин и 8-10 неатомных лодок, т.е. менее половины наличных сил, что явно недостаточно даже для простого поддержания присутствия в критически важных районах, не говоря о наращивании сил при необходимости.
При условии ремонта и модернизации имеющихся субмарин, до 2025-30 года могут дожить максимум 2-3 "стратега", 8-10 многоцелевых атомных и 6-8 дизельных лодок.
Таким образом, восстановление потенциала подплава требует строительства 8-10 РПКСН, 18-22 многоцелевых атомных лодок и 12-15 неатомных субмарин. Из этого числа в настоящее время построены (либо строятся) четыре РПКСН, две многоцелевые атомные лодки и три неатомные, причем до конца года ожидается закладка еще одного РПКСН, одной многоцелевой атомной лодки и двух неатомных.
Очевидный приоритет в реализации программы РПКСН понятен – ядерный щит остается залогом безопасности и суверенитета России. Вместе с тем для выполнения общих задач, обеспечивающих влияние страны в мире, требуется наращивание строительства лодок всех классов – иначе даже построенные ракетоносцы могут остаться без надлежащей защиты.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции