МОСКВА, 26 июл - РИА Новости, Мария Токмашева. Главные культурные новости на этой неделе были связаны с кино: обсуждали то, что на кинофестиваль в Венецию не взяли ни один российский фильм, и возможную отставку директора Музея кино Наума Клеймана.
Венеция без русских
Старейший киносмотр мира - Венецианский кинофестиваль, где в последние годы (за исключением 2009-го) в основном конкурсе всегда участвовали российские картины, и не просто участвовали, а часто уезжали с призами, на этот раз обойдется без российского кино. Фильмы наших режиссеров не попали ни в основной конкурс, ни в параллельную секцию "Горизонты".
Связывать это можно с тем, что с поста директора Мостры в 2011 году ушел Марко Мюллер, проявляющий большой интерес к российскому кинематографу и продолжающий приглашать наших режиссеров на теперь уже возглавляемый им Римский фестиваль. Нельзя, впрочем, и исключать того, что достойных строгого венецианского отбора картин в России просто-напросто не нашлось. Сигарев, Попогребский, Федорченко, Звягинцев, Серебренников, Герман-младший находятся на разных стадиях работы над новыми картинами. Обладатель "Золотого льва" 2011 года Александр Сокуров занимается сейчас документальными проектами. Все, конечно, ждали, что именно в Венеции состоится долгожданная мировая премьера последнего фильма Алексея Германа-старшего "Трудно быть богом", но этого не случится. Работу над фильмом семья и соратники режиссера обещают закончить только к осени.
Тем не менее, без наследия Германа-старшего нынешний Венецианский кинофестиваль не обойдется. В программе "Венецианская классика", проводящейся в этом году в конкурсном формате, примет участие отреставрированная копия картины "Мой друг Иван Лапшин", созданной по повести Юрия Германа в 1984 году. Фильм этот не участвовал в Венецианском кинофестивале, однако является обладателем трех призов МКФ в Локарно, премии критики МКФ в Роттердаме, а также российской Госпремии имени братьев Васильевых.
Но фестиваль по-прежнему сохраняет интригу для России: еще не объявлены члены жюри как основной, так и параллельных программ. И, как утверждают знакомые с ситуацией источники, среди тех, кто решит судьбу венецианских львов, окажутся как раз российские кинематографисты.
Москва с Музеем кино
На этой неделе всех вновь взволновала судьба Музея кино. У этого многострадального, уникального для России музея со своим богатейшим фондом уже почти 10 лет нет собственного здания. Однако поводом для очередного витка вопросов с размещением Музея кино в этот раз стал не очередной вариант здания, а возможность отставки с поста директора Наума Клеймана - известного киноведа, который по большому счету является не просто руководителем Музея кино, но и его основателем, сумевшим за 10 лет скитаний сохранить весь музейный фонд.
В среду в СМИ распространилась информация, что Минкультуры не продлевает с Клейманом трудовой контракт. В ряду громких кадровых решений последних месяцев в новость эту все легко поверили, и она, конечно, не могла не возмутить киносообщество, которое оперативно выступило с открытым письмом в защиту Клеймана.
Не очень понятно, по этой ли причине или просто, руководствуясь здравым смыслом, в четверг министерство культуры приняло решение о пролонгации контракта с Клейманом еще на один год - до 1 июля 2014-го. А за это время, как говорит министр культуры Владимир Мединский, надо найти все-таки Музею кино помещение. Уже даже есть какие-то варианты, но вся эта перспектива вновь кажется туманной, как и почти 10 лет назад, когда за российский Музей кино заступались и Бертолуччи, и братья Дарденн, и Тарантино. Но тогда международный резонанс всей этой истории не помешал Cоюзу кинематографистов во главе с Никитой Михалковым все-таки сделать все, чтобы Музей кино остался без дома. Так же, как, кажется, и сейчас никакие открытые письма в случае необходимости не помешают министерству культуры отстранить с директорского поста Наума Клеймана, оставив ему почетную пенсию в статусе президента или художественного руководителя. А уж если Музею кино наконец-то выделят здание, "освоить" его всегда сможет какой-нибудь "эффективный менеджер", пусть и имеющий к кино весьма опосредованное отношение.