Аркадий Дубнов, спецкор "Московских новостей", для РИА Новости.
Бишкек и Ташкент возлагают ответственность за случившееся друг на друга и обмениваются версиями, отличающимися между собой как день и ночь.
Происходящее на границе Узбекистана и Киргизии чревато серьезными осложнениями.
Узбекская "пуля прошла мимо" "вооруженного до зубов" киргиза
Но если с киргизской стороны версии излагают официальные представители властей, то с узбекской право "первой ночи" отдано интернет-порталу Podrobno.uz, который обычно при освещении пограничных инцидентов ссылался на Комитет по охране Государственной границы Службы национальной безопасности Узбекистана (КОГГ СНБ).
На этот раз таких ссылок не приводится. Возможно, поэтому авторы узбекского издания позволяют себе стиль, удивительно напоминающий сообщения советских информагенств о вылазках вражеских лазутчиков, пытавшихся нарушить мирную жизнь советских граждан.
В изложении Podrobno.uz это выглядит так: "23 июля на территории Наманганской области произошел очередной кровавый инцидент, виновником которого, как всегда, стали пьяные кыргызские пограничники… Вооруженные до зубов кыргызские военные вторглись на территорию Узбекистана и открыли ничем не спровоцированный огонь по узбекскому пограничному наряду".
Государственная пограничная служба Киргизии (ГПС) те же события излагает чуть менее пафосно: "Двое вооруженных автоматами узбекских пограничников, зайдя на киргизскую территорию на пять метров, отказались вернуться обратно. На требование покинуть территорию Киргизии узбекский наряд вступил в словесную перепалку, попытался применить физическую силу, начал затаскивать киргизского пограничника на свою территорию. В этот момент упал наш пограничник. Со стороны старшего наряда Узбекистана прозвучала команда стрелять. Потом прозвучал выстрел в направлении нашего военнослужащего. К счастью, пуля прошла мимо". Ответным огнем "один узбекистанский солдат был убит, второй ранен (позже он скончался)".
В тот же день состоялась встреча пограничных начальников двух соседних государств. По сообщению полковника киргизской погранслужбы Абдукарима Алимбаева, "стороны обменялись версиями произошедшего пограничного инцидента и приняли решение о проведении расследования причин и обстоятельств пограничного инцидента военными прокуратурами сторон". В ходе встречи киргизский полковник заявил о "нарушении государственной границы Кыргызстана пограничным нарядом Узбекистана и неправомерности действий узбекских пограничников, спровоцировавших вооруженную перестрелку".
Узбекский официоз никак не комментировал эту встречу. Вместо него это сделал все тот же интернет-портал Podrobno.uz. Уже через несколько часов он сообщил "городу и миру", будто полковник Алимбаев, "убедившись, что инцидент произошел на узбекской территории, отметил, что его подчиненные ввели руководящие инстанции в заблуждение и принес свои извинения родным и близким погибших узбекских военнослужащих".
Реакция Бишкека не заставила себя ждать, там опровергли информацию об извинении своего пограничного начальника.
Особенности границы трудны для понимания
Любопытно, что в этом "обмене любезностями" между соседями не принял участия ни один представитель власти с узбекской стороны. Версию о виновности киргизской стороны, подробно озвученную в узбекском интернете, не поддержали ни в силовых структурах, ни в МИД Узбекистана, во всяком случае, ничего не известно о сделанных этими ведомствами официальных заявлениях.
Один из осведомленных источников в Ташкенте высказал предположение, что причиной слива анонимной информации через интернет об "извинениях", принесенных киргизскими пограничниками, было стремление узбекских силовиков снять с себя ответственность за инцидент. И сделать все возможное, чтобы поданная именно в таком виде информация была доведена до президента Узбекистана Ислама Каримова.
В отличие от Ташкента, в Бишкеке открыто готовы комментировать инцидент, настаивая, впрочем, на своей версии произошедшего. Заметно при этом стремление не допустить его политизации и перевода на уровень межгосударственного конфликта.
"Это не провокация, это непонимание и незнание особенностей охраняемого участка со стороны отдельных пограничников Узбекистана. Тут сыграл человеческий фактор", – подчеркнул Мамбеталиев.
Эти "особенности" участка границы между Киргизией и Узбекистаном общей протяженностью около 1300 километров, делимитация значительной части которой не завершена, являются основной причиной напряженных отношений между двумя странами.
Проблема многочисленных анклавов и эксклавов на территориях двух стран остается нерешенной и приводит к регулярным столкновениям. Достаточно вспомнить только события в январе этого года в узбекском анклаве Сох на территории Киргизии, населенном этническими таджиками. Из-за пустяковой по существу причины там чуть не развернулось настоящее побоище.
Люди по обе стороны границы катастрофически не доверяют друг другу, а люди с оружием еще и постоянно взвинчены, держа друг друга на прицеле, готовые стрелять на поражение при первой же возможности.
Это касается не только киргизско-узбекской границы. Как сообщает таджикская служба Радио Свобода, буквально накануне описываемого инцидента, в ночь с 22 на 23 июля, была застрелена 57-летняя жительница Коканда, гражданка Узбекистана Гуландом Ибрагимова, которая пыталась переплыть на лодке Сырдарью, чтобы добраться до Аштского района Согдийской области Таджикистана, где живут ее родственники, сообщает таджикская служба Радио Свобода.
Пока точно не установлено, кто именно застрелил женщину. По словам очевидцев, выстрелы прозвучали с узбекской стороны. Как сообщает Радио Свобода, узбекские пограничники не позволили родным Ибрагимовой из Ашта перейти границу для участия в ее похоронах, потребовав предъявить телеграмму о ее смерти.
Как "закрыть рот" заблокированному в Узбекистане сайту
Однако происходящее именно на границе Узбекистана и Киргизии чревато серьезными осложнениями. Еще не зажили кровоточащие раны после ужасных межэтнических столкновений в июне 2010 года на юге Киргизии, где большинство населения составляют этнические узбеки. Жертвами тех событий стали больше 400 человек.
Еще требуют справедливого судебного разбирательства обвиненные в организации беспорядков лидеры узбекского меньшинства в Киргизии. Самым громким из них является дело 62-летнего киргизского правозащитника Азимжана Аскарова, этнического узбека, обвиненного в причастности к убийству киргизского милиционера и приговоренного к пожизненному заключению. Свидетельства в его защиту отклонялись киргизским судьей из страха быть обвиненным в потворстве узбекам…
Между тем, еще одной жертвой последнего инцидента стал популярный неподцензурный интернет-портал, действовавший в Узбекистане, Uzmetronom.com. Его главный редактор, известный узбекский журналист Сергей Ежков сообщил 25 июля, что вынужден приостановить деятельность созданного семь лет назад ресурса.
В своем обращении к читателям, в частности, он говорит о возникшем "ощущении, что любое слово, диссонирующее с официальной пропагандой, наводит власть лишь на одну единственную мысль – как бы закрыть рот тому, кто его произнес".
Как сообщает информагентство "Фергана", военная прокуратура Узбекистана направила Ежкову официальное предупреждение о недопустимости нарушений закона: ведомство сообщило, что сайт не должен был публиковать информацию о произошедшем 23 июля конфликте на узбекско-киргизской границе "без получения достоверных сведений об этом происшествии от компетентных органов".
Однако единственное, что позволил себе заблокированный в Узбекистане Uzmetronom.com в добавление к информации, которую слили спецслужбы, так это невинный комментарий, мол, "обычное дело, обычными стали перестрелки на стыке двух государств с убитыми и ранеными. Обычными бывают и взаимные обвинения".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции