Привлекать инвесторов нужно готовой инфраструктурой и понятными правилами "игры", считает заместитель губернатора Томской области по инвестиционной политике и имущественным отношениям Юрий Гурдин. О новых инвесторах обладминистрации и судьбе проектов доставшихся "в наследство" побеседовал с замгубернатора корреспондент РИА Новости.
- Юрий Михайлович, вы в областной администрации отвечаете за привлечение инвесторов в томскую экономику. Какие проекты уже "на подходе"?
— Вопрос сейчас не в проектах, а в создании системы привлечения инвестиций. Разовые проекты — это управление ручное, по старинке. Ты одного "притащил" инвестора, потом другого. А надо чтобы инвесторы в очереди стояли.
Мы создаем сегодня региональный инвестиционный стандарт как систему привлечения инвестиций в регион. В 2013 году все должно быть готово и принято.
- А что такое "региональный инвестиционный стандарт"?
— Это правила, соблюдать которые мы обязаны, когда работаем с инвестором. Любым! Область должна принять инвестиционную стратегию, создать план инвестиционных объектов, а также ввести в практику ежегодное послание губернатора инвесторам "Инвестиционный климат и инвестиционная политика". В Томской области первое послание прозвучит в начале 2014 года.
- "Стандарт" — это хорошо, но что конкретно надо делать, чтобы инвестор пришел?
— Японцы первыми заметили — бизнес "приходит" туда, где построены хотя бы дороги. Это все так делали, даже американцы. Другое дело, что Америка стимулировала еще частный бизнес для создания инфраструктуры, а Япония и Китай пошли по пути, когда государство вкладывает деньги в инфраструктуру, тем самым привлекая на территорию частный бизнес.
- Россия по какому пути пойдет, по "американскому" или "азиатскому"?
— Я думаю, что по "азиатскому". У нас никто из бизнеса не верит, что можно вкладывать деньги в инфраструктуру и на этом зарабатывать.
Вот, например, "промпарк" — это проект инфраструктурный, а не инвестиционный. Мы площадку готовим, подводим коммуникации и создаем благоприятные условия. Привлекаем резидентов в парк не дешевой арендой земли, а тем, что не будет волокиты с разрешением на строительство, с технологическим подключением, с платой за это присоединение.
Сегодня, чтобы пройти всю процедуру от замысла до запуска производства, необходимо от полутора до трех лет. А мы стремимся к тому, чтобы у нас все было готово, и компании оставалось прийти и только построить производственный объект.
- Проект томского промпарка получил федеральную поддержку, и вы называли его зоной ускоренного развития. В какой стадии проект сегодня?
— Губернатор Томской области назвал проект создания индустриального парка приоритетным проектом — "маяком" номер один в развитии региона. В июле проект томского промпарка получил поддержку федерального бюджета. Заявка получила в Минэкономразвития самую высокую оценку — 75 баллов. Деньги дали шести регионам из 10, при этом из 400 миллионов рублей, предусмотренных в федеральной программе, 188 — дали нам.
Не смотря на то, что у нас есть Технико-внедренческая зона (ТВЗ), надо начинать новую индустриализацию. Мы свою промышленность почти всю потеряли, и теперь стоит задача вернуть эту отрасль, в том числе для развития доходной части областного бюджета. А для того чтобы привлечь новые предприятия, надо создать условия.
Ну, и иные задачи мы сможем еще решить. Например, на ТВЗ многие резиденты уже перерастают технико-внедренческую деятельность, и им надо дать возможность переходить к производству. Это задача номер один.
Вторая задача — эксплуатация инженерной инфраструктуры ТВЗ. Там есть невостребованные мощности, и сама по себе эксплуатация — дорогое удовольствие. Большее количество резидентов будут обслуживаться, себестоимость снизится.
Резидентов тоже хватает. Это "Томкабель", который хочет разместить в промпарке литейное производство. И "Сибэлектромотор" хочет переехать, тем самым уйдя из центра города. Если бы мы не создавали, например, условий «Томкабелю», ну «ушел» бы он в Первоуральск. И что хорошего?
- Еще один амбициозный проект областных властей — "Томские набережные". В чем его основная идея, и в какой стадии он сегодня?
На новых территориях надо создавать современный центр города, прежде всего для развития научно-образовательного комплекса, чтобы вузам было куда развиваться. А то они признаны уже везде, даже вошли в ТОП-15, но современного студенческого кампуса нет.
Сегодня ученые Томского госуниверситета (ТГУ) ведут гидрологический мониторинг берега Томи. После этого нам покажут новый контур дамбы, и станет понятна граница реальной береговой полосы и границы городской территории. Затем нас ждет проектирование дамбы и территориальное планирование на вновь образованных землях.
В "новом центре" города кроме кампуса хотим разместить объекты, которых у города сегодня нет, но они очень нужны. Современный деловой центр класса "А", отель международной сети, конгресс-холл, где можно проводить мероприятия типа "Innovus", выставочный центр. Все это надо иметь в центре города, который претендует на звание "современный".
- Губернатор поручил вам "снимать любые барьеры" на пути компании "Хилтон", которая может построить в Томске отель мирового уровня. Какие-то барьеры уже "сняли", и как вообще продвигается проект?
— Самая большая проблема — это отсутствие площадки полностью свободной от обременений. Преодоление этого "барьера" будет стоить денег. Например, расселение и снос аварийного и ветхого жилья. Будем этот "барьер" помогать преодолеть. Губернатор понимает, что отель нужен Томску. И какие-то издержки областная и городская власть готовы нести.
Переговоры с дирекцией компании "Хилтон" в России и СНГ идут. Они хотели бы построить не одну гостиницу, а две. Один отель для бизнесменов, чтобы можно было просто приехать, достойно переночевать и поесть. А второй отель должен иметь и конгресс-холл, и более высокий сервис.
Мы предложили несколько площадок, и они сейчас рассматриваются. Нас заверили, что компания в Томске будет работать, им здесь интересно. "Горизонт планирования": год или полтора — проектирование, и примерно столько же строительство.
- Вы курируете также и областное имущество. Какова судьба Регионального ипотечного агентства Томской области (РИАТО), о проблемах которого так много писали СМИ?
— РИАТО пострадало, поскольку вместо ипотечного кредитования, по инициативе прежнего руководства, занялось еще и строительством. Без особого успеха. Моя задача сегодня "мух от котлет отделить". Строительный проект РИАТО будет продан инвестору, который его доведет "до ума". А РИАТО будет заниматься ипотечным кредитованием. Опыт там накоплен вполне приличный.
Понимаю, что без финансовых потерь мы не обойдемся, потому что часть денег из-за непродуманных вложений не вернуть. Продав строительный проект РИАТО (поселок "Снегири") часть средств мы вернем. Компания пусть и в отдаленной перспективе должна восстановить баланс с областным бюджетом. В августе мы должны полностью завершить реструктуризацию активов.
- По вашим словам, в конце 2013 года, "Зеленая Фабрика" уже заработает "на привозном сырье" и на одной линии, так ли это? Не изменились ли планы инвестора? И как сегодня строятся отношения инвестора и обладминистрации?
Банк понимает, что реновация — это единственный путь, чтобы сохранить активы, а в перспективе вернуть деньги, потерянные из-за банкротства проекта. Сегодня одних активов "Зеленой Фабрики" не хватит, чтобы покрыть все требования кредиторов.
Основная проблема в том, что не все имущество фабрики пока в руках кредиторов. Часть его все еще находится в судебных тяжбах. Инвестору не удалось отсудить часть объектов, которые через "третьи руки" проданы. Например, не отсудили трансформаторную и газораспределительную подстанции. Все это предстоит проектировать заново.
Обладминистрация помогает, как может. Практически решен вопрос с выделением лесосечной базы для завода. Чтобы передать "Зеленой Фабрике" лес в районе деревни Итатка, мы ведем переговоры с Минобороны. Мы выезжали на завод — все оборудование в приличном состоянии, за ним организован уход и охрана, оно не брошено и не растащено.
— Чтобы было понятно, по любому "военному" объекту комиссия министерства принимает отдельное решение о том, что объект министерству не нужен. Затем его надо выставить на торги. И только если они не состоялись, можно принять решение о передаче его в собственность региона. Но и это одобрить правительство должно.
Мы работаем с системой, и в наших интересах работать с системой так, чтобы это было в наших интересах (смеется). Сейчас инициатива за министерством обороны, мы все свои предложения отправили.
Дом офицеров уже в областной собственности. Принято решение, что там будет здание томского общественного собрания. Эта концепция была доложена губернатору, и губернатор ее принял. Но здание требует дорогостоящего ремонта. У нас инвестора на это пока нет. Это проект некоммерческий, и нужны деньги крупных корпораций, чтобы его поднять. Но переговоры идут.
Плюс к этому, чтобы здание использовать как общественное, надо решать вопрос с парковкой. А места очень мало. Мы ведем переговоры с собственниками земли "на заднем дворе" Дома офицеров, чтобы они, проектируя новый торговый центр, запланировали строительство многоуровневой парковки. Сегодня идет работа над проектом планировки территории.