Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
Департамент культуры города Москвы опубликовал на своей странице в Facebook шаблон обращения к Президенту ОАО "Российские железные дороги" В.И. Якунину: "Прошу рассмотреть возможность смены музыкального оформления Ленинградского вокзала города Москвы, и, в частности, прекратить трансляцию песни Олега Газманова "Москва" при отправлении и прибытии пассажирских поездов в связи с повышенным шумовым фоном вокзала, а также ввиду неактуальности вышеназванной композиции".
Сначала и.о. министра культуры г. Москвы Сергей Капков сам обратился к руководству РЖД. Но получил вежливый, но твердый отпор: "Ни в адрес Ленинградского вокзала города Москвы, ни по какому-либо другому из каналов обратной связи, используемых в работе Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО "РЖД", не поступало обращений с негативными отзывами о факте трансляции композиции О. Газманова "Москва" при отправлении и прибытии пассажирских поездов ". Также в РЖД четко оформил свое мнение по этому вопросу: "Снятие с эфира указанного музыкального произведения в данный момент нецелесообразно".
О вкусах не спорят
На самом деле, "обращения с негативными отзывами" были, причем, вполне официальные. Еще в декабре 2012 года московские блогеры написали открытое письмо мэру Сергею Собянину, где признались, что им "стыдно приезжать в Москву на флагмане российских железных дорог "Сапсане":
"Стоит ступить на перрон, как начинает играть песня Олега Газманова "Москва. Златые купола".
Пассажиры этого поезда не являются целевой аудиторией Олега Газманова. Это — культурные и деловые люди со вкусом".
Говорят, культурные люди о вкусах не спорят. И множество комментариев к записи Департамента культуры Москвы говорят о том, что далеко не всем москвичам стыдно за песню Газманова. Многие искренне удивлены – чем такая добрая композиция может оскорбить. РЖД, между прочим, тоже уверяет, что руководствуется в своем выборе "наблюдениями за реакцией пассажиров".
В Департаменте культуры Москвы предлагают вынести "вопрос о музыкальном оформлении Ленинградского и других вокзалов города Москвы на общественное слушание". То есть, как бы решить спор демократическим путем. И, как мне кажется, результат этих слушаний может слегка удивить культурный департамент.
Подозрительные тележки
Москвичи вообще приспособились жить в крайне агрессивной шумовой среде. Из каждого ларька и автомобиля, в парке и на детской площадки на них что-то или кто-то кричит. А когда в городе случаются массовые гуляния, то вообще не спастись.
В праздник можно уехать, в парки не ходить. Но нельзя избежать, например, метро. Чьи, интересно, вкусы, учитывают те, кто формирует аудопрограмму подземки? Я уже не говорю про рекламу, текст для которой пишут и читают, очевидно, роботы. Но тут бодрый голос, зазывающий на ярмарку меха и другие праздники жизни, сменяется загробным и трагическим тоном сообщает информацию про то, какое опасное дело мы затеяли, спустившись сюда, в подземелье. Уже десятилетия нас пугают подозрительными сумками-тележками и лицами в грязной одежде. Теперь появилась новая напасть – пассажирам велят следить за чужими сумками: "Сегодня вы поможете кому-то, а завтра, может быть, помогут вам".
Кто-нибудь вообще вслушивался в то, что говорят в метро? И вдумывался: а зачем, собственно? Есть ли данные, что это предупреждения работают, что они спасли кому-то жизнь или кошелек? Но и безо всяких исследований ясно, что на нервы это действует крайне разрушительно.
И еще, как мне кажется, москвичи, привыкшие к постоянной шумовой атаке, вообще разучились слышать и отличать ценную информацию от мусора, хорошую музыку от плохой.
Разумеется, ни у кого из нас нет законного права сказать: "Песня Олега Газманова ужасная. А вот вам хорошая, пусть она встречает все поезда". Но раз вкусы у нас теперь такие разные, пусть вообще не будет никакой песни на вокзалах. Пусть лучше улыбчивая проводница всякий раз говорит тихо: "Добро пожаловать в Москву, дорогие!"
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции