В 2013-2015 годах Россия примет участие в TALIS — крупнейшем международном сравнительном исследовании особенностей подготовки и работы учителей, регулярно проходящем более чем в 30 странах мира. В России исследование будет проводиться специалистами Института образования НИУ ВШЭ, недавно одержавшими победу в конкурсе, организованном Минобрнауки совместно со специалистами Высшей школы социальных и экономических наук. О проекте рассказывает ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ Марина Пинская.
— Марина Александровна, в чем особенности исследования?
— TALIS — крупнейшее из существующих международных исследований учительского корпуса, проводится Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Стартовало оно в 24 странах, и в нем принимают участие уже 32 государства, не только члены ОЭСР. Среди участников Австралия, Бельгия, Германия, Канада, Корея, США, Франция, Финляндия, Турция и многие другие.
Основная тема исследования — образование учителей, повышение квалификации, продвижение по карьерной лестнице. Изучаются их обязанности, характер работы, система государственной поддержки — в общем, все, что связано с их подготовкой и положением в обществе. Важная особенность TALIS заключается в том, что оно основано на субъективных оценках самих учителей. Мы сформируем репрезентативную выборку из четырех тысяч педагогов, которые будут представлять различные регионы, разные типы поселений (крупные города, малые города, сельскую местность) и предложим им большую анкету с вопросами.
После этого мы предложим анкету руководителям образовательных учреждений, где они расскажут, как учителя получали образование, как повышают квалификацию, как работает система поощрений, какие обязанности учителя выполняют. Можно будет сравнить, что говорят сами учителя и что говорят их руководители. Кроме того, можно будет оценить работу учителей не в зеркале государственной статистики или в глазах министерских чиновников, а с точки зрения их самих. Для России сейчас это очень важно. Результаты исследования будут опубликованы в 2015 году.
— Как результаты TALIS можно будет использовать в дальнейшем?
— Я думаю, TALIS — очень хороший инструмент для анализа результатов образовательной политики. Можно будет понять: вот такая политика в области образования дает такое-то качество, а здесь возникает провал. Подобный анализ уже проводился во многих европейских странах, которые озабочены изменением политики, касающейся учителей и руководителей образовательных учреждений. Сегодня в мире происходят радикальные изменения в этой области, и не только в Европе. Пожалуй, наиболее ярко и эффективно этот процесс разворачивается в азиатском регионе – Сингапуре, Гонконге, Шанхае. Это очень убедительно отражается на стремительном росте достижений учащихся, о чем свидетельствуют международные сравнительные исследования.
Я надеюсь, в России удастся сопоставить результаты TALIS с итогами других международных сравнительных исследований, например, PISA, TIMSS, PIRLS, исследующими компетенции школьников разного возраста.
Но, в первую очередь, важно сравнить данные TALIS с данными SABER – недавнего исследования образовательной политики, которое мы проводили при поддержке Мирового банка. Это был опрос экспертов, в том числе управленцев, высокопоставленных чиновников о том, как в России учат педагогов, как выглядит карьера учителя, его обязанности, как работает система поощрений. После того как мы сравним полученные результаты с данными TALIS, можно будет понять, как у нас работает образовательная политика: что планируют сделать чиновники и что выходит на практике.
— Почему наша страна так поздно присоединяется к TALIS?
— Это очень затратное исследование. В частности, на нас возложена вся работа по сбору данных. Нужно адекватно перевести анкеты, адаптировать их к российским условиям, подготовить интервьюеров, координаторов в каждом регионе, а их будет довольно много. Все это требует серьезных финансовых средств. Наша страна несколько раз пыталась присоединиться к TALIS, но до сих пор нам этого не удавалось, так как не было поддержки со стороны властей.
Последняя попытка была предпринята в 2008 году командой во главе с Еленой Ленской, деканом факультета менеджмента в сфере образования Московской школы социальных и экономических наук, президентом которой является Теодор Шанин. Они инициировали и проделали очень большую работу, адаптировали материалы, подготовили некоторое количество координаторов, но из-за отсутствия средств проект тогда так и не был доведен до конца, и публикации результатов мы не дождались. Очень хорошо, что сейчас удалось убедить Минобрнауки поддержать это исследование. Это позволяет надеяться, что на этот раз оно будет завершено.
Мы совместно с командой Елены Анатольевны готовили заявку на конкурс и совместно будем завершать работу над проектом. Получается, что мы сможем опираться на уже имеющийся опыт и продолжить то, на чем остановились в 2009 году.
Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости