Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
Не проходит и дня, чтобы в СМИ не появлялись тревожные новости об отравившихся, заразившихся, избитых или покалеченных на оздоровительном летнем отдыхе детях. Складывается ощущение, что "в лагере каникулы – мучение одно". Что это? Недостатки в системе организации детского летнего отдыха или обычная информационная истерия на пустом месте? Не переносим ли мы собственную драматическую картину мира на все подряд?
Дети – хозяева лагеря
Вот краткое содержание новостей по запросу "летний лагерь для детей" буквально за последний месяц.
В Чувашии в "Золотом колосе" вожатые-садисты измывались над детьми в особо циничной форме: вытаскивали спящих в коридор и поливали водой.
В башкирском "Сосновом бору" 17-летний вожатый бил ребенка по голове за то, что тот пел во время тихого часа.
На Урале разгорелся скандал с просроченными продуктами (в том числе – мясом), которые поставлялись в детские лагеря.
Еще не выписали из больницы всех отравившихся в саратовской "Лесной республике" отдыхающих, как стало известно об эпидемии менингита у детей, которые ехали с отдыха в туапсинском лагере "Ласковое море".
Понятно, что во многом ощущение бесконечной опасности, которая подстерегает наших детей везде, тем более на оздоровительном отдыхе, усугубляется особенностями работы средств массовой информации: зимой, когда не о чем писать, журналисту на помощь приходит эпидемия ОРВИ, а летом – страшные истории из жизни отдыхающих.
Но родителям, которые отправляют своих детей в летние лагеря, от этого знания не легче. Им хотелось бы уверенности, что в ближайшие две-три недели (как правило, уплачены весьма приличные деньги), ребенок будет находиться под должным присмотром, и желательно, чтобы этот присмотр осуществляли люди без судимостей и садистских наклонностей.
Когда я была маленькая…
Пионеры в лагерях травились некачественной едой, заражали друг друга вирусами, не мыли руки, калечились. А среди вожатых и тогда нередко встречались садисты и алкоголики. Но нам, как ни странно, там нравилось, а родители отправляли детей в пионерский лагерь, как на отдых, а не как в опасное приключение.
То ли воспринималось все это как само собой разумеющееся, как издержки детства, то ли, в отсутствие интернета, плохие новости не так быстро распространялись.
Советские газеты не писали про то, как десять детей в каком-нибудь "Золотом ключике" под Тулой страдают дизентерией, никто не выкладывал на YouTube видео, как вожатые воспитывают подзатыльниками. Было общее ощущение, что все под контролем.
Недавно моя знакомая отправила детей в летний лагерь. Не успела она вернуться из аэропорта, где сдала их в руки вожатых, как в ее почтовом ящике уже были первые фото: вот детишки в самолете, улыбаются, кушают хорошо. А вот они уже на месте, в столовой, в номерах, на дискотеке, вот плетут макраме и шьют мягкую игрушку.
По всему лагерю развешаны камеры, которые позволяют следить за происходящим в режиме-онлайн. Если дети вне поля видимости, им всегда можно позвонить по телефону.
Казалось бы, что волноваться? Как опять же говорил товарищ Дынин: "Какие вам корпуса понастроили! Какие газоны разбили!". Но вот почему-то неспокойно.
Жить – не так страшно
Тревога, которая витает в воздухе, рождается от ощущения незащищенности. Ну кого могут успокоить известия, что в результате скандала в "Золотом колосе" заместитель министра образования в Чувашии привлечен к дисциплинарной ответственности?
Как вообще так могло получиться, что на работу к детям были приняты люди с судимостью? И успокоит ли родителей то, что в результате проверки в "Ласковом море" проверка выявила нарушения. Дети-то все равно заболели, несмотря на бесконечные проверки.
В такой ситуации остается либо держать детей взаперти (что тоже здоровья им не прибавит, ни физического, ни психического), либо, спокойно взвесив все риски, связанные с коллективным детским отдыхом, попытаться успокоиться.
По данным главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, чье ведомство дало добро на открытие почти сорока с половиной тысяч летних лагерей, "в летнюю оздоровительную кампанию 2013 года должны отдохнуть 5,208 миллионов детей".
Уверена, подавляющее большинство из них вернется домой здоровыми и счастливыми. Какие бы трагические случаи не произошли, статистически это все-таки исключения из общей ситуации. Не стоит все подряд, даже детский отдых, превращать в историю на тему "как страшно жить".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции