ТОМСК, 19 июл — РИА Новости. Руководители томских вузов уверены: обязательное распределение выпускников, которое предлагают вернуть депутаты Госдумы РФ, решит многие проблемы, однако прежде, чем куда-либо направлять специалистов, необходимо создать достойные условия для их работы и жизни.
Во вторник председатель ФНПР Михаил Шмаков заявил, что необходимо гарантировать предоставление первого рабочего места гражданам РФ, получившим профессиональное образование, чтобы снизить высокий уровень безработицы среди молодежи.
При этом вице-премьер РФ Ольга Голодец считает, что нет необходимости возвращаться к распределению выпускников вузов. Она напомнила, что сегодня уже существует практика, когда выпускники по направлению предприятия или муниципалитета получают образование — после окончания университета они должны отработать в определенном учреждении несколько лет, но эта система не носит тотальный характер.
Быть сельским доктором — полезно
"Думать надо не о тех, кто сейчас учится, а потом их пошлют по распределению куда-то, а о тех людях, в частности, родителях, братьях, сестрах этих детей, которые не имеют врачебной помощи в маленьких селах. Да даже в городах сейчас нехватка специалистов!", — сказал Новицкий РИА Новости.
"Походной, допустим, 240 баллов. А целевик, имея 205 баллов, прошел. Потом учится на тройки, а потом, когда приходит пора ехать, находит повод и работает в городе в одной больнице с контрактником, который платил бешеные деньги и не получал стипендии, но отлично учился. Они занимают чьи-то места, причем людей, возможно, очень талантливых, которые бы работали. Разве это справедливо?", — возмутился ректор.
Он отметил, что распределять выпускников нужно исходя из "уровня интеллекта и того, как учились в университете". При этом те, кто попадет в село, даже если хочет потом работать в городе, останутся в выигрыше: получат больше опыта.
Надо распределять, но в хорошие условия
"Человеку дается право выбора — хочешь учиться за государственный счет, будешь должен какое-то время отработать свою учебу. С другой стороны они (молодые специалисты) не работают именно потому, что почти совсем нет условий. Зарплаты — низкие, бытовые условия — плохие. Надо и эти проблемы параллельно решать", — подчеркнул он.
"В настоящее время мир живет в условиях мобильности, появляются новые профессии, а качества человека проявляются как раз во время учебы — в связи с этим механизм надо как-то обновлять. Не знаю, как, каким образом. Но точно знаю, что наши выпускники, очень успешные в учебе, приходя в школу, понимают, что это не их уровень, и они могут больше", — рассказал он РИА Новости.
При этом из выпускников ТГПУ, которые "не сели в декрет и не ушли в армию" после зашиты диплома, работу по специальности находят в среднем около 60%. В частности, по итогам 2012 года, в школы пошли 80% выпускников физико-математического факультета, часть из них параллельно учатся в магистратуре. Однако не ведется статистики, сколько из них остаются в школе надолго.
По его словам, большинство студентов ТГПУ приехали из сельской местности, однако учителя, как и медики, стараются остаться в Томске либо найти работу в крупных населенных пунктах области. "Причем в районах эффективно работают и реже уходят в другие сферы", — отметил Червонный.
Он добавил, что, несмотря на это, в регионе растет дефицит педагогов.
"Назревает нехватка учителей математики и физики. Из школ Томска звонят директора, просят, чтобы мы предоставили им студентов старшего курса. Как правило, 70% студентов старшего курса у нас уже работают в школах, и с этим возникают проблемы", — рассказал представитель вуза.
Собеседник агентства добавил, что педуниверситет готов набирать "и в два раза больше, и в три раза больше" абитуриентов, но перспектива быть учителем не привлекает многих из них. Причем меньше всего вчерашних школьников интересует профессия учителя математики, физики, биологии, химии.