Александр Пушкин писал об Александре I:
Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.
«Нечаянно пригретый славой» – поэт здесь имеет в виду победу над Наполеоном в войне 1812 года и поясняет, что это бог помог русскому народу, а вовсе не царь.
При чём тут либеральные реформы? Да при том, что это четверостишие ведущего светского поэта того времени наглядно демонстрирует отношение к Александру I части элиты либерально настроенной. Тильзитский мир, заключённый в 1807 году, считался позором для России. Да, мы вынуждены были пойти на уступки, которые дали Наполеону больше власти, однако эта отсрочка в пять лет была нам необходима, чтобы собраться с силами и дать отпор вражеским войскам – война была неизбежна. Однако поэт этого в расчет не берёт. Кроме того, к императору, который попытался перестроить Россию на европейские рельсы и остановился на полпути, одурманенные декабризмом относились, как к предателю.
Почему же так произошло и что явилось основной причиной прекращения либеральных реформ? Конечно, война с Наполеоном.
События 1812–1815 годов оказали большое влияние на внутреннюю политику России. В русском обществе они подняли волну патриотизма и интереса к политике, пробудили надежду на преобразования и расширение прежней программы реформ. Однако русское правительство, напротив, взяло курс на консерватизм и не желало возвращаться к прежним, слишком либеральным для России реформам. Борьба с последствиями французской революции добавила масла в огонь. Стало ясно, что невозможно за пределами государства проводить консервативную политику, а внутри страны – продолжать революционные для того времени преобразования.
Поэтому правительство не свернуло реформы сразу, а продолжало еще некоторое время делать вид, что прежнее направление развивается. Эта имитация нужна была для того, чтобы подавить недовольство либерально настроенных кругов высшего общества.
Напишите свой комментарий, предварительно прочитав правила обсуждения.
Орфография и пунктуация автора сохранены