В начале своего правления император Александр I, сам бывший европейцем до мозга костей, хотел пойти по пути Петра I – приблизить Россию к Европе. Он успел провести ряд реформ и даже нашел поддержку в лице Сперанского, но большинство представителей правительства и элиты его не поддержало.
Конечно, он понимал, что начав такие поистине революционные преобразования, нельзя останавливаться – нужно идти до конца. А это означало, в частности, полную отмену крепостного права и, следовательно, перестрой структуры экономики и сельского хозяйства. В то время крестьяне облагались барщиной пять-шесть дней в неделю, что не позволяло им вести самостоятельное хозяйство. В 1818 году Александр I одобрил проект Аракчеева и министра финансов Гурьева о постепенной отмене крепостного права (с выкупом помещичьих крестьян с их наделов казной). Однако этот проект так и остался проектом. Личную свободу получили только крестьяне Прибалтики, да и то без земли.
Российское дворянство было явно не готово к полной отмене крепостного права и вряд ли бы поддержало своего царя в этом начинании. Александр понимал это, как никто другой. Он также, как никто другой, знал и о том, что могут сделать его недовольные подданные со своим правителем на примере своего отца – императора Павла I.
Не доказано, участвовал ли сам Александр в заговоре против Павла I и его убийстве. Так или иначе – помнил он об этом всю свою жизнь. И, проводя свои реформы, он все время оглядывался на своих подданных, которые могли поступить с ним точно так же, как и с его отцом, если что-то выйдет не по их.
Так, не желая повторить судьбу своего отца, поняв, что Россию к Европе не приблизить бескровным путём, он перестал играть с судьбой и фактически вообще отказался от попыток проведения любых либеральных реформ в этой стране.
Напишите свой комментарий, предварительно прочитав правила обсуждения.
Орфография и пунктуация автора сохранены