На протяжении более чем десяти лет – с середины 1970-х до середины 1980-х годов – в Советском Союзе незаметно происходило накопление фатальных системных повреждений. Традиционные отрасли тяжёлой промышленности продолжали доминировать в ущерб развитию новых направлений научно-технического прогресса, связанных прежде всего с развитием новых средств связи, информатизации, компьютеризации. Ключевую роль в экономике СССР сохранял военно-промышленный комплекс. Как и прежде в советской истории, развитие экономики и всего народного хозяйства было подчинено мобилизационным задачам догоняющей индустриализации.
В результате политического решения, принятого узкой группой членов Политбюро ЦК КПСС, 24 декабря 1979 года Советский Союз оказался вовлечённым в Афганскую войну. Спустя ровно десять лет Второй Съезд народных депутатов СССР назвал ввод советских войск в Афганистан ошибкой и заявил, что решение 1979 года «заслуживает морального и политического осуждения».
Но в конце 1970-х годов советское политическое руководство, по-видимому, и не могло действовать иначе. В апреле 1978 года к власти в Афганистане пришла коммунистическая Народно-демократическая партия, которая настаивала на усилении советской поддержки, вплоть до военной помощи. В январе 1979 года сторонник светского пути развития Ирана шах Мохаммед Реза Пехлеви в результате действий религиозных радикалов был вынужден покинуть страну. 1 апреля 1979 года Иран был назван Исламской республикой, которая сразу заявила о своем стремлении распространить влияние ислама и на советскую Среднюю Азию. В довершение КНР в апреле 1979 года объявила об отказе от советско-китайского Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи 1950 года и провела военную операцию в дружественном СССР Вьетнаме.
Объём военных и внешнеполитических обязательств СССР резко возрос. В частности, расходы СССР на участие в Афганской компании <…> превысили в 1987 году 14,7 млн рублей в день.
Проявились первые признаки того, что СССР с трудом справляется с ролью сверхдержавы. Как и двадцать лет назад советская экономика оказалась опять не способна удовлетворять все возраставшее бремя государственного потребления.
Неразвитость внутреннего рынка потребительских товаров частично компенсировалась за счет централизованных закупок импортных товаров массового спроса, прежде всего продуктов питания, одежды и мебели. Однако в условиях ограниченности таких ресурсов они в первую очередь направлялись через систему специальных закрытых распределителей для удовлетворения потребностей партийной и хозяйственной бюрократии. Для остального населения все большие и большие группы товаров становились дефицитом, что вело к быстрому росту неудовлетворённого спроса.
За 1970–1980-е годы резко снизилась эффективность существующей системы государственного управления. В частности, проявилось отсутствие в ней механизмов обратной связи, которые способны вовремя дать сигналы о назревших переменах и стимулировать начало реформ. Любые табуированные темы вроде отставания СССР от развитых стран Запада, наличия кризиса в социалистической экономике или возможности использования «капиталистических методов» для решения проблем экономической трансформации были в принципе невозможны для обсуждения не только в обществе, но и внутри партийной властной элиты. В силу этого все больше разрушалась связь системы управления с реальностью, сократилась скорость принятия оперативных решений, резко упал уровень их качества.
Из-за номенклатурных ограничений практически перестали функционировать социальные лифты, в результате чего политическая элита превратилась в глубоко консервативную и быстро дряхлеющую касту. Сложившийся к началу 1980-х годов в СССР правящий режим нередко называют «геронтократией».
В довершение ко всему на мировом рынке в несколько раз снизились цены на энергоносители, что привело к сокращению доходов СССР от экспорта нефти почти в 2,5 раза. Только за первые три года XII пятилетки (1986–1990) бюджетные потери СССР от снижения нефтяных цен превысили 40 млрд рублей.
Таким образом, к середине 1980-х годов в Советском Союзе сформировалась ситуация, когда друг на друга одновременно «наложились» сразу несколько кризисов:
— кризис управления, вызванный резким снижением эффективности существовавшей системы государственного управления;
— структурный кризис, связанный с деградацией промышленного потенциала СССР;
— экономический кризис, проявившийся в ухудшении объемных и финансовых показателей функционирования экономики Советского союза.
Любой из этих кризисов, взятый по отдельности, вряд ли мог быть угрозой для основ существования страны. Но проблема была в уникальной ситуации их одновременного проявления. Советский Союз столкнулся с системным кризисом своего развития.
Напишите свой комментарий, предварительно прочитав правила обсуждения.
Орфография и пунктуация автора сохранены