БРЮССЕЛЬ, 16 июл — РИА Новости, Мария Князева. Первое разбирательство в отношении России в рамках Всемирной торговой организации, инициированное Евросоюзом из-за утилизационного сбора на автомобили, не окажет серьезного воздействия на инвестиционный климат в РФ, входящей в ВТО лишь около года, сказал РИА Новости постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Утилизационный сбор в настоящее время уплачивается при импорте новых и подержанных машин. Однако работающие в РФ производители могут взамен сбора предоставить властям гарантию безопасной утилизации транспортного средства в будущем. Это различие вызывало озабоченность ЕС, и правительство РФ разработало и внесло в Госдуму законопроект, согласно которому российские производители будут вносить такие же платежи.
Российский парламент не успел принять документ в весеннюю сессию и отложил его на осень. Евросоюз, ожидавший соответствующих изменений к 1 июля, решил запустить формальную процедуру разрешения спора о правомерности взимания в РФ утилизационного сбора на импортируемые автомобили и 9 июля запросил в ВТО консультации по этому вопросу.
"Исков в ВТО практически против всех членов ВТО накопилось немало. Тот же Евросоюз с США в смертельной схватке по делу Airbus против Boeing, или наоборот <…> Я не думаю, что это (спор ЕС и России в рамках ВТО — ред.) как таковое, с учетом того, что обстоятельства данного сюжета всем хорошо известны, сильно отразится на инвестиционном климате в стране", — отметил Чижов.
Спор по существу
Постпред России при ЕС отметил, что специфика ситуации в том, что "субстанция проблемы" уже урегулирована, переговоры по сути дела уже проведены. "Теперь вопрос только в скорости прохождения бюрократических процедур. Сколько займут эти процедуры, я не хотел бы гадать. Могу выразить сожаление, что они затянулись", — сказал собеседник агентства.
По его словам, задержка с принятием законопроекта по утилизационному сбору возникла из-за дотошности парламентариев. "В Госдуме этот вопрос попал в профильный комитет, там он немножко подзастрял ввиду стремления депутатов дотошно разобраться во всем этом. А тут случилось страшное: наступили каникулы. Поэтому пока Дума не вернется с каникул, я не вижу перспективы дальнейшего продвижения вопроса", — отметил Чижов.
Он выразил надежду, что Госдума все же оперативно примет законопроект. "Ведь если нет, все пойдет по новому кругу", — указал постпред РФ при ЕС.
Подстегнуть процесс
Правила ВТО отводят участникам спора 60 дней на мирное урегулирование проблемы, путем консультаций. "Я не вижу сейчас особого смысла в переговорах. Позиции сторон ясны", — сказал Чижов.
Через 60 дней истец имеет право потребовать формирования третейской группы, которая готовит доклад специальному органу по разрешению споров. Минэкономразвития РФ на прошлой неделе констатировало, что спор по утилизационному сбору на автомобили может перейти в стадию "собственно разбирательства" в ВТО 7 сентября.
Вместе с тем и после этой даты у сторон будет не одна возможность урегулировать ситуацию в досудебном порядке, поскольку по процедурам ВТО судебное разбирательство может состояться более чем через год.
"Зачем Евросоюз сейчас это все затеял в Женеве, я могу только гадать. Хотя некоторые сигналы со стороны наших партнеров поступали, что они, в общем-то, хотят не то чтобы устроить судилище над Россией, тем более не какие-то санкции рассматривать, а хотят просто подстегнуть процесс. Я, честно скажу, высказывал им сомнение в эффективности такого способа подстегивания процесса, потому что вообще давление исполнительной власти на власть законодательную — дело сильно неблагодарное, как в России, так и в Евросоюзе", — сказал Чижов.