НОВОСИБИРСК, 16 июл — РИА Новости, Алексей Стрелец. Почти 40 лет назад молодой новосибирский учитель физкультуры Олег Маркин, прочитав книгу Тура Хейердала о путешествии через Тихий океан на плоту "Кон-Тики", вместе с единомышленниками и учениками построил свой плот. Корреспондент РИА Новости поплавал на легендарном плоту и узнал, почему его невозможно потопить и что нужно, чтобы попасть в команду.
Все это великолепие бороздит реки и моря под ярко-алым парусом с изображением человеческого лица в стилистике полинезийских индейцев. Парус сейчас, впрочем, свернут — работает лодочный мотор. Улыбающиеся люди, под вечер облачившиеся в тельняшки, неспешно ужинают за столом. Капитан "Кон-Тики" — худощавый и улыбчивый Михаил Кирсанов — спрыгивает на берег, пожимает мне руку и тут же стискивает в объятиях.
"Заходи! Я пойду, мотор заглушу", — говорит Миша и скрывается за каютой, на корму, где слышится треск моторчика.
Быстро не ходим
Управившись с мотором, Миша возвращается за стол. На берегу местный житель, затягиваясь сигаретой, с удивлением оглядывает диковинное судно.
"А на сколько лошадей мотор?", — спрашивает он у сидящей за столом команды.
"Пятьдесят", — спокойно пожимает плечами Миша.
"Всего-то? У меня на моторке стоит на 70, и то не хватает", — удивляется местный.
"Так мы ведь быстро не ходим", — Михаил, улыбаясь, отхлебывает чай из жестяной кружки.
Местный, отказавшись разделить ужин с "кон-тиковцами", прощается и, выдав свой номер телефона на случай, если понадобится помощь, уходит. Дождавшись всех, кого нужно забрать в Красном яру, "Кон-Тики" отплывает на ближайший остров — там с костром и палатками осталась часть команды.
"Плот сами сделали, сами и поддерживаем на плаву. Может, кто-то скажет, что мы больные люди, ну и пусть. Зато, какое ощущение бескрайней свободы, ты себе не представляешь просто", — мы с Мишей стоим на носу плота, который методично проглатывает невысокие волны.
От камер к баллонам
История новосибирского "Кон-Тики" началась спустя почти 20 лет после знаменитого перехода через Тихий океан на плоту, совершенного Туром Хейердалом — в 1975 году. Олег Маркин, которому стало скучно просто учить детей, прочитал книгу норвежского путешественника и загорелся идеей построить такой же плот.
"Он был по натуре своей странник, мечтатель такой. Его, к сожалению, с нами уже нет, но эту смелую идею он воплотил в жизнь, и она до сих пор живет", — соратник Маркина Владимир Коваленко, седовласый мужчина в очках, поведя широкими плечами под тельняшкой, мечтательно смотрит вверх.
В новосибирской школе №11, где работал Маркин, вокруг плота образовался туристский кружок, с материалами помогли предприятия, которые шефствовали над школой, и летом 1975 года плот отправился в свое первое плавание по Обскому морю. Коваленко говорит, что с тех пор многое изменилась, но основы конструкции, заложенные еще Хейердалом, новосибирский "Кон-Тики" сохранил.
"Бальсового дерева у нас, конечно, не росло, поэтому все это было на автомобильных камерах. Сверху были бревна, палуба из досок, и на нее поставили обычную брезентовую палатку. И вот в таком виде плот и вышел в плавание", — вспоминает он.
Одно судно на все море
"Кон-Тики" в свое время объехал весь Советский Союз. Ученики школы №11 вместе с руководителями турклуба покорили высокогорное озеро Иссык-Куль, Волгу, Дон, Днепр, проплыли до северных районов Оби, были на Азове и Каспии. "Кон-Тики", проплывший по русскому северу, Ладожскому и Онежскому озерам и вышедший в Неву, в завершение похода в Ленинграде встречал салютом крейсер "Аврора".
Участники дальних походов вспоминают, что невзрачное, на первый взгляд, суденышко на самом деле надежнее любой современной яхты. "Потопить плот невозможно, об этом еще Хейердал писал, — говорит Коваленко. — Все потому что обычное судно, получая пробоину, начинает набирать воду в трюм и тонет. А плот, даже если волна его захлестнула, устоит: вода через решетки в палубе вышла — и все".
Расчеты Хейердала новосибирцы неоднократно проверяли на практике, и плот все испытания успешно выдержал. В 1980 году в Азовском море "Кон-Тики" попал в девятибалльный шторм. Скорость ветра достигала 28 метров в секунду, но небольшое самодельное судно выдержало.
"Нам потом справку на местной метеостанции по этому поводу выдали, сказали, что в этот шторм на все Азовское море только одно судно было — это плот "Кон-Тики". Все остальные вовремя получили сообщение и ушли в тихие гавани", — вспоминает Коваленко.
На Обском море, конечно, не 9 баллов, но во время нашего плавания волнение нешуточное. Конструкция "Кон-Тики" имеет большой запас гибкости, и плот просто переваливается по волнам, раскачиваясь, кажется, во всех возможных плоскостях.
"А вы попробуйте перевернуть на воде лист бумаги, — пожимает плечами Коваленко. — Он будет перекатываться на волнах и все. Так и плот, там 100 квадратных метров — как его перевернуть?"
На плот за подзорную трубу
В советское время, когда на "Кон-Тики" плавали школьники из турклуба, попасть в экспедицию считалось очень почетным. В команде хотели оказаться многие, но брали далеко не всех.
"Был один парень у нас — Юрка Катачигов. Он учился очень скверно, и поэтому на "Кон-Тики" его никак не брали, — вспоминает Коваленко. — Он очень просился, и Маркин однажды ему сказал: "Юрка, достанешь нам подзорную трубу — возьмем". Ну, он достал где-то, пришлось брать. Но об этом не пожалели, конечно".
Юрий Катачигов, как и многие другие "кон-тиковцы", сегодня поддерживает связь с командой плота, часто приезжает на сборы. "Кон-Тики" сейчас ходит только по Оби и Обскому морю, но по-прежнему со школьниками. Это и ученики школы №11, и дети бывших "кон-тиковцев", и дети их друзей и знакомых — информация о плоте распространяется по "сарафанному радио".
Проект, отмечают создатели плота, полностью некоммерческий. Рекламу "кон-тиковцы" не дают и к прибылям не стремятся. Деньги с родителей школьников собирают только на продукты и бензин для лодочного мотора.
Тур Хейердал ответил
Через несколько лет после основания "кон-тиковцы" написали письмо Туру Хейердалу, в котором рассказали, что в далекой Сибири существует турклуб, названный в честь его знаменитого плота. Тот ответил, завязалась переписка, и ему предложили стать почетным президентом клуба. Норвежец согласился, но приехать в Сибирь так и не смог – сначала мешали дела с экспедициями, потом не позволило здоровье.
Впрочем, и без Хейердала турклуб в советское время жил неплохо – помогали новосибирские предприятия. Сложно стало после распада СССР – все расходы легли на плечи команды, и несколько лет плот вообще не выходил на воду. Теперь, исключительно силами энтузиастов, "Кон-Тики" все же каждое лето собирают. Помогают общему делу всем миром: кто краску привезет, кто трапы сделает, кто веревок достанет.
"Я несколько лет назад выиграл грант, 300 тысяч рублей, — говорит капитан Михаил Кирсанов. — Мы на эти деньги купили ткань для баллонов и новый лодочный мотор. Отказались полностью от автомобильных камер. А так живем потихоньку. Нас —неравнодушных людей — достаточно. Всем миром поднимаем плот".
Управляют плотом тоже сами. Держать руль и ставить парус нынешние взрослые члены команды научились еще школьниками. Сейчас веселые люди самых разных возрастов, смеясь и перешучиваясь, как дети, ведут свое надежное судно. Кто-то поет морские песни, кто-то рассказывает походные байки.
Ангел-хранитель
Так, преодолевая шторма, как на море, так и в жизни, "Кон-Тики" коротает зимы в разобранном виде в городе, а летом путешествует по Обскому морю. За почти 40 лет плаваний обходилось без громких происшествий — суденышко ни разу не перевернулось, ни у кого из путешественников не было серьезных травм.
"Мне кажется, какой-то ангел-хранитель есть у нашего плота, — улыбается Коваленко. — Он и у Маркина был, и теперь за нами следует. Видимо, какой-то высшей силе нравится то, что мы делаем".