МОСКВА, 15 июл — РИА Новости. Святой князь Владимир избрал религий для своей державы православие, потому что увидел в нем наиболее гармоничное сочетание духовного и национально-государственного начал — и 1025 лет спустя Православная церковь продолжает объединять народы исторической Руси и постсоветского пространства, заявил в интервью РИА Новости в преддверии юбилея Крещения Руси первый заместитель председателя Учебного комитета Русской православной церкви, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.
Точная дата крещения Руси
День Крещения Руси традиционно отмечается 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира.
На просьбу прокомментировать мнение некоторых исследователей о том, что памятное событие состоялось не в 988 году, а несколькими годами позже (990 год), профессор Московской духовной академии сообщил, что этот вопрос неоднократно обсуждался в научном сообществе, в том числе при подготовке первого вводного тома "Православной энциклопедии" (издается с 2000 года).
"И большинство ответственных историков соглашается с тем, что другой даты, на которую мы бы имели веские основания переносить юбилей, нет. Когда мы говорим о событиях более чем тысячелетней давности, мы, конечно, допускаем определенную меру зазора, но основная масса исторических данных убеждает нас, что речь идет именно о 988 годе", — сказал Козлов.
По его словам, на выбор князя Владимира Святославича повлияло, в том числе, то, что он "видел именно в восточном христианстве, в православии наиболее гармоническое сочетание духовно-религиозного и национально-государственного начал, при котором нет ни теократического подавления Церковью общественно-государственной жизни, ни превращения Церкви в служанку государству".
Кроме того, в X столетии Восточное православие давало возможность полноценного развития национальных культур, что, по словам Козлова, князь Владимир также не мог не учитывать.
Духовное единство и церковь
Отвечая на вопрос о том, существуют ли сегодня проблемы во взаимоотношениях РПЦ с Украинской и Белорусской церквями и благодаря каким факторам удается сохранять духовное единство на постсоветском пространстве, собеседник агентства заметил, что, в отличие от Церкви, "никакие другие институции не смогли удержать единство в столь массовом всенародном масштабе".
"Думаю, то, что мы видим, несмотря на определенные существующие проблемы — они не могли не возникнуть в жизни тех или иных частей единой Русской церкви в тех или иных государствах — показывает, что именно Церковь является самым стабильным и единствообразующим институтом на всем постсоветском пространстве", — считает Козлов.
По его мнению, это связано "с особой природой Церкви, которая не есть ни общественная организация, ни окологосударственное учреждение". "Церковь двухприродна: будучи включенной в человеческую историю, она по своей внутренней сущности, по своей внутренней онтологии связана с вечностью, и в этом смысле может противостоять разрывам и распадам совершенно по-иному, чем любой другой институт в земной истории", — сказал представитель РПЦ.
С апостольских времен
Крест, на котором был распят апостол Андрей Первозванный, из православного собора греческого города Патры доставили 11 июля в Петербург, где он пробудет до понедельника. Затем крест перевезут в другие города России, столицы Украины и Белоруссии — к празднованию 1025-летия Крещения Руси. В Россию святыня приносится впервые. Крест достигает в высоту почти 3 метров, его ширина — 1,2 метра, вес — 160 килограммов.
"Значимость принесения креста апостола Андрея, думаю, прежде всего состоит в том, что она возводит нас к самым первоосновам христианства и показывает, что в целом Православная церковь, в том числе и наша Русская православная церковь, есть церковь, восходящая своей верой ко Христу и к апостолам. И то, что она хранит, не есть некая национальная традиция или этническое предание — это есть именно то вселенское православие, то вселенское христианство, которое соединяет нас с Христом и апостолами", — сказал Козлов.
При этом представитель Русской православной церкви не стал прогнозировать, можно ли ожидать столь же массового паломничества к Андреевскому кресту, как во время приноса в Россию в 2011 году пояса Богородицы, которому тогда поклонились более 3,5 миллиона человек. "По поводу того, какое будет паломничество — я не буду выступать в роли пророка, ибо это дело неблагодарное", — сказал собеседник агентства.
Ранее патриарх Кирилл, говоря о значимости принесения креста в РФ в год 1025-летия Крещения Руси, отметил, что апостол Андрей издавна считался и считается покровителем Российского государства, поскольку "был тем апостолом, который направился на север по реке Днепр и по преданию достиг Киевских гор".
Три центра восточного православия
Говоря об особенностях празднования 1025-летия Крещения Руси, протоиерей Максим Козлов отметил значимость того факта, что торжественные мероприятия с участием глав и представителей всех Поместных православных церквей пройдут в трех столицах — Москве, Киеве и Минске.
В этом году в связи с круглой датой организаторы заявили о совместном праздновании в России, Украине и Белоруссии — "от Камчатки до Ужгорода и далее".
"Само по себе это объединение трех центров русского мира и исторических центров восточного православия, находящихся под омофором Русской православной церкви, видится очень и очень важным. И то, что с этим у нас будут соединены самые разные мероприятия — от народного фестиваля, который планируется 24 июля в Москве, до тех экспозиций о "двух Крещениях Руси", которые предполагается разместить в московском метро… Все это говорит о том, какой путь прошли наши страны, наша страна за эти 25 лет", — сказал Козлов.
По его словам, в 1988 году праздник 1000-летия Крещения Руси "фактически проходил как праздник церковно-религиозный", и, хотя и положил начало духовному возрождению, однако "государством отмечался вполне изолированно".
"Сегодня мы видим торжественные мероприятия, которые призваны именно стирать последние грани, которые, может быть, еще существуют у кого-то в сознании, между общественной и церковной жизнью", — отметил священник.