Российская актриса, народная артистка России Мария Николаевна Ермолова родилась в Москве 15 июля (3 июля по старому стилю) 1853 года в семье суфлера Малого театра Николая Ермолова.
В 1862 году Ермолова поступила в Московское императорское театральное училище в балетный класс, но способностей к балету не обнаружила.
В 1866 году отец Ермоловой поручил ей роль Фаншетты в переделанном с французского водевиле "Жених нарасхват". Это была ее первая роль, но она не принесла актрисе успеха.
В 1870 году актриса Надежда Медведева предложила Ермоловой исполнить главную роль в спектакле "Эмилия Галотти" вместо заболевшей артистки. Премьера спектакля состоялась 30 января 1870 года. Ермолова проявила мощный сценический темперамент и удивительную искренность. Спектакль пользовался огромным успехом.
В 1871 году Ермолова окончила театральное училище и была зачислена в труппу Малого театра. В этот период актриса исполняла в основном мелкие роли в водевильных постановках. Из классического репертуара были только роли Лиды в "Свадьбе Кречинского" Сухово-Кобылина и Марианны в "Тартюфе" Мольера.
В 1873 году Мария Ермолова исполнила роль Катерины в пьесе Александра Островского "Гроза".
В 1876 году на своем бенефисе Ермолова играла Лауренсию в пьесе Лопе де Вега "Овечий источник".
В этот период Ермолова играла в пьесах по Александру Островскому: Василисы Мелентьевой в одноименной постановке (1876), Юлии Тугиной в "Последней жертве" (1877), Ларисы в "Бесприданнице" (1879), Параши в "Горячем сердце" (1883) — а также роли леди Анны в пьесе Уильяма Шекспира "Ричард III", Офелии в "Гамлете" (1878) и др.
В 1881 году Мария Ермолова сыграла роль Негиной в пьесе Александра Островского "Таланты и поклонники", которая принесла успех у критиков и зрителей.
Особняком среди ролей актрисы стоит Иоанна д'Арк в "Орлеанской деве" Фридриха Шиллера. Впервые исполнив эту роль в 1884 году, Ермолова играла ее на протяжении 18 лет. Ввиду огромного количества желающих попасть на этот спектакль, представления "Орлеанской девы" с 1893 года были перенесены на сцену Большого театра.
В 1910-е годы Ермолова перешла на возрастные роли. В репертуар актрисы добавились роли Кручининой и царицы Марфы в пьесах Александра Островского "Без вины виноватые" и "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский", а так же роль фру Альвинг в пьесе Генрика Ибсена "Привидения". В 1918 году Ермолова сыграла роль княжны Плавутиной-Плавунцовой в пьесе Петра Гнедича "Декабрист", ранее запрещенной цензурой. Позднее исполнила роль Мамелфы Дмитриевны в "Посаднике" Алексея Толстого.
Одновременно с работой в театре Ермолова часто выступала на концертной эстраде с чтением стихов. В ее репертуаре была лирика Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Огарева, Никитина, Полонского и др.
В 1920 году Ермолова первой в стране была удостоена звания народной артистки России.
В 1921 году она оставила сцену. В 1924 году награждена званием "Герой Труда".
Мария Ермолова была замужем с 1877 года за юристом Николаем Шубинским (1853-1921). В 1877 году в семье родилась дочь Маргарита, в замужестве — Зеленина.
Умерла Мария Ермолова 12 марта 1928 года в Москве. Похоронена, согласно завещанию, во Владыкино. Впоследствии перезахоронена на Новодевичьем кладбище.
С 1925 года имя Ермоловой носит Московский драматический театр на улице Тверской.
В 1986 году в Москве на Тверском бульваре открылся Дом-музей М.Н. Ермоловой.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников