Рейтинг@Mail.ru
Транссибу 110 лет: как Томск в XIX веке потерял статус столицы Сибири - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Транссибу 110 лет: как Томск в XIX веке потерял статус столицы Сибири

© Фото : Сайт История ТомскаЖелезнодорожная станция Томск, ныне вокзал "Томск II"
Железнодорожная станция Томск, ныне вокзал Томск II
Читать ria.ru в
Ровно 110-лет назад был официально запущен Транссиб. Магистраль прошла мимо Томска, что привело к катастрофическим последствиям для города. Из столицы огромной губернии он стал провинциальным городком

ТОМСК, 14 июл — РИА Новости. Ровно 110-лет назад был официально запущен Транссиб. Магистраль прошла мимо Томска, что привело к почти катастрофическим последствиям для города. Из столицы огромной губернии он стал провинциальным городком. Но и по прошествии 110 лет удаленность от Транссиба по-прежнему сдерживает развитие Томской области.

Транссибирская железнодорожная магистраль, соединяющая европейскую часть России с Дальним Востоком, официально была введена в эксплуатацию 14 июля (1 июля по старому стилю) 1903 года. Движение же по Транссибу было запущено еще в середине 1890-х.

В июле 1896 года услышал первые паровозные гудки и Томск. Но совсем не те, на которые рассчитывал: основная магистраль прошла южнее, наш регион с ней связала лишь тупиковая железнодорожная ветка…

История и мифы

Изначально железную дорогу предполагалось провести через Томск.

"В 1880-е годы рассматривался и такой вариант. Ведь Томск в то время был губернским городом, крупным торгово-промышленным центром",- рассказывает завкафедрой современной отечественной истории исторического факультета Томского государственного университета Сергей Фоминых.

Транссибирская магистраль
Транссибирская магистраль (Транссиб)
Но когда стали считать, оказалось, что, во-первых, если прокладывать рельсы через Томск, дорога удлиняется на 86 верст (то есть почти на 90 км), во-вторых, рельеф местности здесь сложный. В-третьих, если магистраль пройдет южнее, будет удобнее и дешевле доставлять к железной дороге зерно и горно-промышленные грузы из части томской губернии.

Экономическая целесообразность возобладала, и дорогу решено было строить в обход Томска, хотя местное купечество и городская общественность активно протестовали.

"Томичи были, конечно, обижены, и когда сюда приезжал в 1910 году Петр Столыпин — они ему жаловались. Кстати, существовали планы каким-то образом это компенсировать. Связать, к примеру, Томск железной дорогой с Алтаем, был вариант сделать ветку от Красноуфимска на Урале, через Тобольск, Томск и на Енисейск. Это все обсуждалось долго, даже в годы гражданской войны", — поясняет историк.

На фоне этих обид в Томске появились и существуют до сих пор разные мифы, связанные с историей строительства Транссиба. Самый распространенный — о том, что строительству магистрали через Томск воспротивились местные извозчики. Якобы они подкупили проектировщиков, чтобы те провели магистраль в обход города.

"В извозе у нас тогда было занято порядка 5 тысяч лошадей. В 80-е годы XIX века извозом занимался каждый пятый житель губернии. Многие крестьяне говорили: "Не пашня нас кормит, а большая дорога, мы с бичика живем", — рассказывает Сергей Фоминых.

Безусловно, Томск лишался бы большой прибыли. Но и тогда уже понимали, что строительство железной дороги в любом случае повлечет за собой исчезновение гужевого транспорта как основного вида перевозки.

Историки уверены – миф о подкупе не имеет никаких оснований. "Легенды ведь рождаются для чего — для того, чтобы каким-то образом приукрасить действительность. Достаточно вспомнить миф о том, что томский старец Федор Кузьмич — это на самом деле император Александр I, который вовсе не умер…" — приводит пример Фоминых.

Чего Томск лишился и что приобрел

С появлением Транссиба экономика Сибири резко рванула вперед. Так, в начале XX века в Сибири, в том числе в Томской губернии, начало интенсивно развиваться маслоделие.

Благодаря железной дороге, сибирское масло, которое тогда ценилось не меньше вологодского, стало возможно перевозить на большие расстояния.

"Крестьяне стали сдавать молоко на приемные пункты в ущерб потреблению в собственных хозяйствах. Потому что крестьянам выгоднее было иметь деньги. Возникла масса маленьких маслодельных заводиков, и это масло транспортировалось в больших количествах в Западную Европу", — рассказывает Фоминых.

Так что свою выгоду от железной дороги Томск, как столица огромной губернии, все же получил. Но были и минусы, причем существенные: из-за удаленности от основной магистрали Томск постепенно терял значение как основной перевалочный пункт Сибири, уступая это место молодому Новосибирску, из заштатного села Кривощеково выросшего в огромный мегаполис – во многом именно благодаря Транссибу.

В 1920-е гг. Томск уступил Новосибирску и статус центра, а губерния и вовсе прекратила свое существование. Лишь в 1944 г. была образована Томская область.

Столетие спустя

Прошло уже больше века, а удаленность от транзитного Транссиба по-прежнему не лучшим образом сказывается на экономике Томской области.

"Томск стоит не на магистрали, а на ответвлении, поэтому грузы к нам приходят дороже и сроки доставки длиннее. Это касается и крупных предприятий, и мелких", — поясняет Прец.

Белый Яр, хотя туда тоже проложены рельсы, еще проблематичнее, говорит он.

"Когда два-три вагона, железной дороге это не выгодно и не интересно. Для их объемных показателей — это ничто. Будет стоимость дороже, и сроки поставки больше невозможно предсказать", — добавляет Прец.

Еще один минус – в сторону Томска от Транссиба проложена лишь однопутная ветка.

Вокзал
Число студентов в Томске сократилось за 5 лет на 13%
"Когда необходимо достаточно много грузов перевезти, допустим, в летний период, возникает масса проблем. У железнодорожников термин такой есть — "окна" — время ремонта путей. Когда идет ремонт, сутки ведут работы (на участке), и все поезда стоят", — поясняет совладелец СЦЛ.

Ограниченная транспортная доступность Томска в какой-то степени усугубляет и проблему оттока студентов – их число, по разным причинам, в вузах региона сокращается.

Не медвежий угол

"Чтобы экономика была нормальной, транспортная инфраструктура должна быть нормальной. Должны быть и железная дорога, и авиаперевозки, и хорошая автодорожная сеть, а для нашей Томской области еще и надежные водные пути", — рассуждает Владимир Прец.

Он приводит в пример историю США и Сингапура, в разное время и по разным причинам озаботившихся развитием транспортной инфраструктуры и добившихся благодаря этому стремительного подъема экономики.

"Любое развитие (в смысле транспортной инфраструктуры), на которое мы можем надеяться, может быть связано только с резким скачком количества перевозимых грузов (из Томска и в Томск), в противном случае рассчитывать на строительство каких-либо дорог не приходится – экономика не просчитывается", — рассказывает главный инженер проекта "Томгипротранс" Василий Зимин.

Губернатор Томской области Сергей Жвачкин
Томск должен быть транзитным регионом, а не "медвежьим углом"- Жвачкин
По его словам, из всех региональных экономических проектов пока самым существенным в смысле своего потенциального влияния на транспортный вопрос можно назвать разработку Бакчарского железорудного месторождения, которую планируют на ближайшее десятилетие.

"Пока видится резкий скачок за счет Бакчара – говорили про 20 миллионов тонн груза в год – это 18-20 пар грузовых поездов. Вот если этот поток действительно пойдет, то имеет смысл говорить и о строительстве железнодорожной ветки Томск-Бакчар, и каких-то делах на участке Томск-Тайга или Томск-Болотное", — считает Зимин.

По мнению Преца, нужно учитывать не только затраты на дорогу, но совокупную выгоду, которая образуется.

"В свое время, когда при царе строили Транссиб, тоже говорили "невыгодно", а представьте, что было бы, если бы этой дороги сейчас не было. В современном мире ключевую роль играет скорость – в плане получения информации, передвижения людей, доставки грузов — во всем. И надо, чтобы транспортная инфраструктура не отставала от требований сегодняшнего дня", — говорит руководитель транспортной компании.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала