МОСКВА, 12 июл — РИА Новости. Один из самых востребованных и популярных артистов отечественного театра и кино Александр Домогаров отмечает в пятницу свой 50-летний юбилей.
Это имя знают все — и поклонники театра, и киноманы, и те, кому доступен только телевизионный экран. Домогаров один из тех актеров, кто уже заслужил право выбирать роль, пьесу, сценарий. Театр имени Моссовета, где он служит около 20 лет, будет отмечать юбилей своего ведущего артиста в сентябре. А 12 июля в день рождения пройдет вечер в "Крокус Сити Холле", который Домогаров решил посвятить не только своей персоне, но и тем актерам, кто недавно отметил свое 50-летие. Об этом сообщили РИА Новости в театре.
Более полусотни работ в кино и на телевидении, десятки ролей в спектаклях по произведениям классики и современной драматургии. Домогаров играл на сцене Малого, в театре Российской Армии, "На Малой Бронной" и с 1995 года — театре имени Моссовета. Он работал с такими режиссерами, как Леонид Хейфец, Андрей Житинкин, Павел Хомский, Андрей Кончаловский, снимался у Сергея Соловьева, Михаила Казакова, Александра Прошкина, Светланы Дружининой, Владимира Бортко.
"В Домогарова влюблены все женщины Европы, — такое мнение высказал РИА Новости кинорежиссер Владимир Бортко. — Такого красавца найти чрезвычайно сложно, а уж если он при этом и умен, что случается редко, и еще талантлив, то цены ему нет. Пример тому Александр Домогаров, с которым я работал на двух картинах, чем горжусь, и смею надеяться на сотрудничество в будущем".
Скромность — не порок
Невозможно поверить, что этот всеми обожаемый красавец, звезда экрана и сцены был скромнейшим юношей, когда поступал в театральное училище имени Щепкина при Малом театре. Его учитель народный артист СССР Виктор Коршунов рассказал РИА Новости, что Домогаров был действительно "невероятно застенчив и скромен, как красная девица".
"Я помню, что это даже заставило приемную комиссию засомневаться — не помешает ли ему стеснительность выступать на сцене, — сказал Коршунов. — Хотя его внешние данные и природный дар был очевиден. Саша был всегда очень сосредоточенным, целеустремленным, только профессия занимала его в годы учебы. Я считаю его очень способным. Мне жаль, что кинематограф часто спекулирует на его внешних данных, а ведь Домогаров по-настоящему глубокий актер, способный на серьезную работу. Я помню, что он меня просто потряс своим Макбетом, которого сыграл в спектакле Краковского театра на польском языке. Он не повторял заученный текст, а по-настоящему жил в образе, существовал с пониманием языка и сути роли. А это чрезвычайно сложная задача".
Недаром Коршунов доверил тогда студенту третьего курса Домогарову роль Раскольникова в дипломном спектакле "Преступление и наказание", и за успехи в учебе Александр получил именную стипендию имени Ленского.
Нижинский в позе Фавна
"Я понял, что нашел долгожданного исполнителя Жоржа Дюруа, партнера для Маргариты Тереховой, с которой давно хотел поставить этот спектакль, — сказал Житинкин. — Блистательный дуэт Домогаров-Терехова приводил в восторг зрителей, которые стоя аплодировали актерам. С этим спектаклем театр выступал во многих странах, был с первыми большими гастролями по городам США".
Четвертая работа — сложный психологический образ великого танцовщика Нижинского в спектакле "Нижинский, сумасшедший Божий клоун". Это был спектакль, на который записывались за полгода. Такой он имел ошеломляющий успех и, прежде всего, благодаря вдохновенной игре Домогарова.
"Саша один из тех актеров, которые могут подписаться под фразой гениального Эфроса "репетиция — любовь моя", — сказал Житинкин. — Он очень любит репетировать, придумывать, искать. Вначале он беспокоился, потому что считал, что совсем не похож на Нижинского — ни ростом, ни пластикой. Но я посоветовал ему играть не конкретно Нижинского, а тему трагедии русского гениального актера — Высоцкого, Даля, почему они так рано ушли, почему оказывались на краю у бездны…"
Роль Нижинского — знаковая для Домогарова, настоящая трагедийная роль, так считает и он сам. За создание этого образа актер был награжден премией фонда Дягилева при ЮНЕСКО и получил статуэтку из бронзы — Нижинский в знаменитой позе фавна.
Артист, музыкант и общественник
В театре имени Моссовета он сыграл роль, о которой мечтают многие артисты, — Сирано де Бержерака в спектакле Павла Хомского по одноименной комедии Ростана. Одновременно две заглавные роли Домогаров играет в музыкальной драме "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда", поставленная Хомским по мотивам американского мюзикла. Две работы актер создал в спектаклях Андрея Кончаловского по чеховским пьесам, сыграв Астрова в "Дяде Ване" и Войницкого в "Трех сестрах". Сейчас он репетирует роль Вальмона в музыкальном спектакле "Опасные связи" по одноименному роману Шодерло де Лакло в постановке Хомского.
"Я думаю, что Домогаров — артист, который еще не сыграл того, что мог и должен сыграть, — сказал РИА Новости Кончаловский. — Очень много ролей, которые его ждали и ждут, он пока не освоил по разным обстоятельствам, возможно режиссеры видели его иначе, чем, предположим, я".
"Человек он чрезвычайно одаренный, очень верный замыслу работы, если за нее берется. Я не думаю, что он везде одинаков. Он знает, какие роли требуют большего мастерства, чем те, которые ему даются очень легко. Александр — человек очень эмоциональной организации, очень музыкальный. Артист он замечательный". Что касается возможных будущих совместных работ с Домогаровым, режиссер сказал: "Думаю, но говорить пока рано".
Посмотрите фотоленту: "Человек крайностей" Александр Домогаров >>
В числе киноработ Домогарова — "АССА", "Визит дамы", "Михайло Ломоносов", "Графиня де Монсоро", "Марш Турецкого", "Бандитский Петербург". Особое место занимает в кинотворчестве Домогарова польский период — роль Богуна в исторической драме "Огнем и мечом" Ежи Гоффмана, работы в фильме Анджея Вайды "Одна июньская ночь", картине Магдалены Лазаркевич "На конец света". В числе международных проектов Домогарова — участие в шведско-норвежском фильме "Ныряльщик", где его партнером был Клаус Мария Брандауэр.
Несмотря на невероятную занятость в работе — съемки, репетиции, Домогаров находит силы и время для общественной работы. Он входит в состав комиссии актеров при СТД РФ, он непременный участник благотворительных и шефских концертов, кинофестивалей. Домогаров — пропагандист актерской песни, ведущий фестивалей "Русский шансон", "Арбат". Он — один из учредителей именной стипендии для студентов родного Щепкинского училища.