НОВОСИБИРСК, 11 июл — РИА Новости, Алексей Стрелец. Единственный в России специализированный кондитерский технопарк появился под Новосибирском благодаря смелой идее главы шоколадной фабрики. В преддверии Всемирного дня шоколада, отмечаемого 11 июля, корреспонденты РИА Новости побывали в необычном бизнес-инкубаторе и выяснили, кто приносит туда новаторские идеи и зачем кондитерам портрет Джонни Деппа.
Песочница для кондитеров
Здание площадью 20 тысяч квадратных метров новосибирский предприниматель Вадим Елисеев купил у Бердского электромеханического завода. Для небольшой шоколадной фабрики такие площади ни к чему, но Елисеев присматривал помещения на перспективу — планировал расширять производство.
Новому владельцу, впрочем, огромные площади — как офисные, так и производственные — оказались не к месту. Подумав, Репников решил не сдавать их в аренду, а пустить в них амбициозную молодежь — так появился первый в России кондитерский технопарк.
Чарли и шоколадная фабрика
Пол на административном этаже здания выложен темно-коричневой керамической плиткой. В холле — шоколадного цвета диваны для посетителей, над которыми висит тематическое панно — множество какао-бобов в изящной рамке. Рядом с ним — портрет голливудского актера Джонни Деппа.
Спрашиваем, зачем здесь Джонни Депп. "Так он ведь сыграл главную роль в фильме "Чарли и шоколадная фабрика". Вот и повесили для вдохновения", — объясняют сотрудники "Шоколадного дерева".
Вдохновения у производителей шоколада достаточно. Резиденты технопарка увлеченно придумывают новые кондитерские продукты и тут же их пробуют. С восторженными возгласами в стиле "я тут смешал какао-порошок с медом, вот, попробуйте", — разработчики ходят по коридорам здания. Получив отзывы о новой продукции, они уходят, чтобы вскоре вернуться, сказав что "я покрыл это белой глазурью".
Именно в таких разработках, считает руководство фабрики, и заключается смысл создания необычного технопарка. Кондитерский бизнес, по мнению Репникова, — это постоянный поиск нового уникального продукта, который способен произвести фурор на рынке.
Конфета мечты
Предприятий-резидентов кондитерского технопарка сейчас три. Одна из них — компания "Эльф" — пробные партии конфет уже выпускала. Эту продукцию "Шоколадное дерево" продавало в фирменных магазинах.
"Я давно уже, с 1998 года, занимаюсь выпуском сладостей. Была своя производственная линия в Марусино, но из-за кризиса ее пришлось свернуть. Теперь вот с новыми идеями начали все заново", — говорит руководитель компании Андрей Мякишев.
Вспоминает, после того как оставил производство в Марусино, он искал новые возможности для возрождения бизнеса. И, будучи знаком с Сергеем Репниковым, узнал про проект технопарка одним из первых. Предложил себя в качестве резидента с идеей создания целой линейки кондитерских изделий для широкого круга потребителей и получил "зеленый свет".
"Это же очень удобно, когда рождается какой-то рецепт, и его тут же можно начать воплощать. По ходу воплощения появляются какие-то новые детали, начинаем пробовать, обсуждать. Даже не всегда понятно, что именно в итоге получится", — говорит Андрей.
То, что получается в итоге, может быть выпущено пробной партией. В одну смену "Шоколадное дерево" выпускает собственную продукцию, в другую конвейер работает на резидентов. Первые сладости, созданные Андреем Мякишевым, уже отправились в магазины и, как уверяют авторы, успешно продаются.
Заместитель директора ГК "Шоколадное дерево" Нина Санникова отмечает, что потенциальные резиденты приходят обычно не просто так, а с амбициозными идеями.
"Бывает, что приходит человек и говорит, что, допустим, сделает конфету, которая потеснит на прилавках "Марсианку". Конечно, одного заявления недостаточно, нужно предоставить более полную информацию о том, что за конфета, посоветоваться с маркетологами и другими специалистами. Если у идеи есть потенциал, мы попробуем ее реализовать", — объясняет Нина Санникова.
"Как ни странно, их идеи в большинстве своем действительно новаторские. Казалось бы, у нас около 400 видов продукции, и что ни придумай, будет похоже на существующее. Но нет, они способны привносить что-то новое", — говорит замдиректора фабрики.
Свою продукцию резиденты готовы дать журналистам попробовать, но рассказывают о ней неохотно — боятся, что кто-нибудь, прочитав статью, украдет идею. Однако большая часть того, что они делают, относится к тому, что у специалистов отрасли называется "комбинированными кондитерскими изделиями".
Совместный продукт
Права на производство кондитерской продукции резидентов принадлежат "Шоколадному дереву" совместно с резидентами технопарка. По задумке Репникова, как только молодая компания поймет, что готова выйти в "свободное плавание", она сможет выкупить все права на свои разработки или продолжать сотрудничество с бердским предприятием уже на коммерческой основе.
"Вот у нас есть разные конфеты ручной работы — с клубникой, с орехом, с темным шоколадом, с белым. Можно постоянно придумывать новые, чем мы и занимаемся. Но от резидентов никто не ждет подобного — они же самостоятельные предприятия и должны делать самостоятельный продукт", — отмечает Нина Санникова.
КОММЕНТАРИЙ:
Исполнительный директор фонда "Технопарк Академгородка" Алексей Логвинский подобные проекты одобряет, но с той оговоркой, что называть их технопарками не совсем корректно.
"Само слово "технопарк" в привычном понимании предполагает некую инновационную деятельность, производство не просто новых продуктов, а новых технологий. Поэтому тут уместнее была бы формулировка "кондитерский бизнес-инкубатор". Но в целом такие идеи имеют полное право на жизнь, и на Западе такие примеры известны", — говорит Логвинский.
Такой подход, считает он, позволяет большой компании силами молодых команд взяться за те проекты, до которых раньше "руки не доходили". "На первый взгляд, предприятие само способствует появлению новых конкурентов, но новые компании в отрасли делают рынок цивилизованнее, и в конечном итоге такая деятельность "материнскому предприятию" идет только на пользу", — отметил Логвинский.