МОСКВА, 9 июл — Прайм. Россия получила от Евросоюза официальное уведомление о начале консультаций о правомерности взимания РФ утилизационного сбора на иномарки, однако у сторон появится не одна возможность урегулировать ситуацию в досудебном порядке, поскольку по процедурам ВТО судебное разбирательство может состояться более чем через год.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Утилизационный сбор в РФ в настоящее время уплачивается при импорте новых и подержанных машин, а работающие в РФ производители могут взамен предоставить властям гарантию безопасной утилизации транспортного средства в будущем. Это различие вызывало озабоченность Евросоюза, и в конце февраля Минэкономразвития РФ объявило, что российские производители будут вносить такие же платежи, как иностранцы.
Ранее правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, согласно которому российские автопроизводители будут уплачивать утилизационный сбор. Предполагалось, что в случае принятия закон вступит в силу с 1 июля 2013 года. Однако парламентарии не успели утвердить документ в весеннюю сессию и отложили его рассмотрение на осень. Теперь ЕС решил запустить формальную процедуру разрешения спора в ВТО. Читайте подробнее >>
"Получили от ЕС запрос на консультации. Если за 60 дней не договоримся, они смогут требовать создания панели органом по разрешению споров ВТО", — заявил "Прайму" источник, знакомый с ситуацией. Это первая официальная претензия к России партнера по ВТО с начала присоединения страны к этой организации. РФ стала 156-м полноправным членом ВТО в августе прошлого года после 18 лет переговоров.
Процедурные моменты
После утверждения доклада проигравшая сторона должна предоставить в ВТО в "разумные сроки" отчет о реализации решения органа по разрешению споров. В случае если какая-то из сторон не согласна с этим решением, переговоры могут продолжаться еще до 90 дней. Если же сторонам так и не удалось достигнуть компромисса, тогда они имеют право подать иски в арбитраж ВТО.
Минэкономразвития РФ ранее во вторник сообщило, что разбирательства между Россией и ЕС по утилизационному сбору на автомобили могут перейти в стадию "собственно разбирательства" в ВТО уже 7 сентября.
Компенсация пострадавшим
Российские автопроизводители, действующие в режиме промсборки, получат компенсации в связи с введением утилизационного сбора, говорил в конце июня интервью "Прайму" замглавы Минэкономразвития Олег Савельев. Таким образом, все обязательства, которые Россия брала перед промсборщиками, будут выполнены, каким путем — пока обсуждается.
В марте тогдашний глава Минэкономразвития Андрей Белоусов заявлял, что российские власти не планируют вводить компенсации для отечественных автопроизводителей в связи с отменой для них механизма гарантии утилизации и компаниям придется повышать свою эффективность. Исключение может быть сделано только для проектов промсборки. Читайте подробнее >>
По мнению Савельева, есть риск, что новые решения, которые будут предложены, вновь будут опротестованы ВТО, и тогда РФ придется выбирать какие-либо другие варианты, чтобы выполнить взятые обязательства.
Отечественные же автопроизводители опасаются внеплановых затрат от распространения на них утилизационного сбора. Так, затраты для крупнейшего российского производителя грузовых автомобилей ОАО "КАМАЗ" могут возрасти от 10 до 18 миллиардов рублей.