МОСКВА, 9 июл — РИА Новости. Эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина выявили проблемы региональной избирательной кампания, итогом которой станут выборы 8 сентября, и выдвинули ряд предложений, в частности, отказаться от обязательного совмещения выборов глав регионов с единым днем голосования, или восстановить два единых избирательных дня; увеличить минимальное число депутатов региональных парламентов для крупных регионов, отменив его верхние пределы.
По данным ЦИК России по состоянию на начало июля в единый день голосования назначено 6,825 тысячи различных выборов и референдумов, в том числе в восьми регионах будут избирать глав субъектов, в 16 — депутатов законодательных собраний, в восьми — глав административных центров регионов.
Сложность регистрации
Эксперты КГИ полагают, что в настоящий момент крайне усложнен порядок регистрации кандидатов через увеличение объема предоставляемых ими при регистрации сведений. Так, согласно закону "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ", кандидаты на выборные должности обязаны к моменту своей регистрации закрыть все счета за рубежом, а также представить документы, подтверждающие законность средств, потраченных на приобретение имущества.
Авторы доклада считают, что данные требования, фактически введенные задним числом, могут создать сложности для кандидатов, к примеру, совершавших обмен квартиры путем купли-продажи прежней и приобретения новой, если они не сохранили к данному времени подробные документы о совершении сделки, что вполне вероятно, так как ранее требования предоставления такого набора документов при регистрации не было.
Выборы в единый день
В докладе КГИ отмечается, что в некоторых регионах образовалась коллизия, связанная с противоречием между проведением выборов глав субъектов в единый день голосования и сроками истечения их полномочий, что ведет к необоснованно длительному нахождению у власти исполняющих обязанности. "Это подрывает легитимность органов власти и ведет к дестабилизации управления, особенно в регионах со сложной политической и экономической ситуацией", — говорится в документе.
Формирование Совфеда
Еще одной важной стороной предстоящих выборов, как отмечается в докладе, является первое применение нового федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации". В нем установлено, что кандидатом в СФ может быть гражданин РФ старше 30 лет, постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Федерации в течение пяти лет, предшествующих выдвижению. Причем это требование не распространяется на кандидата, который на день голосования на выборах соответствующего органа государственной власти уже являлся членом Совфеда или депутатом Госдумы, либо замещал госдолжность в течение пяти лет, предшествующих выдвижению.
"Таким образом, закон ставит часть кандидатов при выдвижении в привилегированное положение. При делегировании члена СФ от регионального парламента кандидатом может быть только депутат этого органа, который избирается большинством голосов от общего числа депутатов законодательного собрания в течение одного месяца со дня первого заседания регионального парламента нового созыва в правомочном составе. Фактически это сохранение, при некоторой модификации процедур, для данной части СФ прежнего порядка делегирования", — полагают эксперты КГИ.
Укрупнение депутатского корпуса
Авторы доклада предлагают законодательно закрепить запрет на использование нарушающих пропорциональность методов распределения мандатов между партийными списками.
Также, по их мнению, нужно увеличить минимальное число депутатов региональных парламентов для крупных регионов (с числом избирателей более 2 миллионов), отменив его верхние пределы: реальная необходимая численность депутатов в регионах часто связана с размещением населения и возможностью образования разумных по размерам избирательных округов.
Эксперты отмечают, что в ряде национальных регионов есть очевидная потребность возможности формировать избирательный округ в местах компактного проживания определенного этноса, что часто оказывается невозможным при искусственном занижении численности депутатов законодательного органа субъекта исходя из выбранных по непонятным критериям численных параметров.