КАЗАНЬ, 7 июл — Р-Спорт, Олег Богатов. Церемония открытия XXVII Всемирной летней Универсиады в Казани превратилась в яркое, разноплановое и многогранное представление, поведавшее участникам и гостям Игр о различных этапах истории России, периодах развитии литературы, культуры, техники в стране и обрамленное многообразием красок, расцветившим этапы становления татарского народа.
Редакция агентства "Р-Спорт" провела текстовую трансляцию церемонии >>>
Студенческие игры в ночь с субботы на воскресенье на "Казань-Арене" в присутствии более 45 тысяч зрителей торжественно открыл президент России Владимир Путин.
Состязания по 27 видам спорта, в которых примут участие более 13 тысяч спортсменов из 162 стран и будет разыгран 351 комплект наград, завершатся 17 июля.
Богатство России — в своеобразии народностей
Центральная сцена торжества с трех сторон была окружена водным пространством, сыгравшим одну из ключевых ролей в различных мизансценах церемонии. И это неудивительно, ведь Казань издревле стоит на самой большой реке Европы — Волге.
Официальному началу праздничной церемонии предшествовала театрализованная историко-этническая мистерия — двадцатиминутное шествие представителей различных народов России. Участники своеобразного карнавала создали ярчайшие образы, оживив на время мифы и легенды разных народностей и рассказав зрителям о богатстве культур и многообразии традиций и ремесел России.
Зрителям были представлены и северяне-охотники, и оленеводы на упряжках, и пастухи и виноградари из южных краев, и образы сказочных Птицы-Тройки, Бабы-Яги и Жар-Птицы, и национальные танцы, и народная борьба на поясах — кстати, включенная в программу Универсиады.
А аккомпанементом ритмичному движению сотен артистов стало произведение, представляющее калейдоскоп из народных мелодий — трек включал в себя русские, татарские, адыгейские, карельские, мордовские, тувинские, саамские, эвенкийские и иные народные песни. При этом ритм движению задавали более сотни барабанщиков, сопровождавшие участников шествия.
Российский стяг открыл церемонию
Сразу после завершения шествия на стадионе вспыхнула эмблема FISU (Международной федерации студенческого спорта) — буква U, символизирующая слово "Университет", в сопровождении пяти разноцветных звезд — знаков континентов.
И сразу же на дорожки стадиона с государственным флагом России ступили восемь юношей и девушек в белоснежных одеждах, лауреаты различных конкурсов. А параллельно с движением по овалу стадиона по водной глади заскользила лодка с парусом цветов российского флага, расположенный на которой детский хор исполнил песню "Капитаны", олицетворяющую мечту многих мальчишек и девчонок.
Почетный караул поднял флаг по подиуму, прикрепил полотнище к флагштоку и спустя секунды стяг затрепетал в вечернем небе, а над стадионом зазвучала мелодия гимна России.
Казань открывает врата города
Знакомство со столицей Универсиады открыл видеосюжет с символичным названием "Казань — сердце Волги". А дальнейший рассказ о городе с более чем тысячелетней историей был разбит на шесть новелл, посвященных страницам летописи, легендам и историческим фактам. В шоу-представлении, сопровождавшемся национальными татарскими мелодиями и мотивами, участвовали 384 артиста, среди которых были 120 барабанщиков, находившихся в воде.
От Зиланта до семейных святынь
Первая новелла была посвящена легендарному Зиланту — крылатому дракону, с основания Казани охраняющему границы города. Зилант в 1781 году царским указом был размещен на гербе Казанской губернии и в настоящее время дракон изображён на гербе и флаге Казани.
Следом организаторы праздника отдали дань уважения древней Булгарии — предтече Казани, государству, просуществовавшему с X по XIII века. Дракона на огромных экранах сменили "золотых дел мастера", поскольку жители Булгарии достигли совершенства в различных ремеслах.
Центральная часть знакомства с городом — "Казан" — претворила в видеообразы основную легенду о происхождении названия города. На заполненной дымом сцене возник огромный, весом около 800 кг, казан, постепенно поднимающийся вверх. Согласно легенде, колдун посоветовал булгарам основать город в том месте, где без огня будет кипеть зарытый в землю котёл с водой. "Котёл" как на древнебулгарском, так и на современном татарском языках называется "казан", что и дало название городу.
Новелла "Шеджере" и "Хасите" отразила бережное отношение татарского народа к своему прошлому. Шеджере — генеалогическое древо, семь колен которого знает каждый уважающий себя мужчина, который и ведет родословную семьи. А хасите — женская нагрудная перевязь, передаваемая по наследству от матери к дочери и дополняемая неповторимым крашением каждой новой хозяйкой.
Кстати, каждая из шести хасите, представленных на сцене, весит по 260 кг. А в композиции были использованы стихи народного поэта Габдуллы Тукая, называемого "татарским Пушкиным". Апофеозом завершения программы стали степные тюльпаны, символы Казани, Татарстана и Универсиады, раскрывшиеся в каждом из 120 барабанов.
Легенды Казанского Кремля
Уникальная многоуровневая и многотонная сцена-трансформер за считанные секунды преобразовалась в стены легендарного Казанского Кремля. Кремль входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а изюминкой новеллы стало рождение на глазах зрителей башни Сююмбике, жемчужины Кремля и визитной карточки города. Башня Сююмбике — "падающая" башня, а царица Сююн (Сююмбике) — любимица народа, ценой собственной жизни доказавшая свою преданность родной земле.
Парад — под мелодии русских композиторов
Торжественный парад спортсменов открыла делегация Албании, а самыми многочисленными стали команды США, Китая, Канады, Бразилии, Японии, и, конечно же, России. Отечественные спортсмены, колонну которых возглавлял тяжелоатлет Дмитрий Хомяков (на предыдущей Универсиаде в 2011 году флаг России также нес представитель этого вида спорта — Андрей Деманов), по традиции замкнули праздничное шествие.
Несколько тысяч атлетов из разных стран и континентов прошли по стадиону под специально записанный для церемонии микс. В него вошли обработки фрагментов самых известных классических произведений русских композиторов — "Лебединое озеро", "Руслан и Людмила", "Щелкунчик", "Князь Игорь", "Картинки с выставки", "Кармен", "Половецкие пляски".
История Искусства — через книги
Следующей частью представления стало шоу "Отражение". Причем зрители благодаря специально приготовленным на трибунах стереоочкам увидели объемные картинки в 3D-изображении.
Историю русского искусства организаторы шоу решили передать через стилизованные объемные книги классиков. Знаковый видеоряд, в котором оживают известные всем произведения, символизировал уникальный культурный багаж, который с первых лет обретает каждый родившийся в России человек.
В последующих главах программы были использованы образы из русских народных сказок — Лукоморье, царь Салтан, страна Беловодье, царевна Лебедь, остров Буян, "дуб зеленый". Причем на сцене появлялись огромные книги, на которых анимированы сюжеты известных русских сказок — "Русские былины", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Конёк-горбунок", "Садко". Примечательно, что вес каждой из книг-объектов составил около 200 кг, а сменили фолианты воздушные гимнасты — знаменитые акробаты и артисты российских цирков, создавшие на высоте образа людей-облаков (максимальная точка подъема — около 40 метров).
Познание — через науку
Дальнейшая канва повествования проложена через знаковые открытия русских ученых и отражена через стремление человека к познанию, главную движущую силу прогресса.
Огромный маятник в центре сцены методично раскачивает человек, двигатель прогресса, а перед глазами зрителей, на сцене и на экране, предстают объекты открытий — паровоз отца и сына Черепановых (вес — 150 кг), самолет Можайского (100), вертолет Сикорского, тепловой двигатель Ползунова, электролампочка Яблочкова (150 кг), радио Попова и другие. Любопытно, что общий вес восьми платформ с "мастерскими" составляет 1200 кг.
Через войны — в космос
Одна из ключевых частей представления повествовала об участи и подвигах России в XX веке. Перед глазами зрителей на экранах прошли основные исторические события эпохи — гражданская война и революция, Великая Отечественная война и прорыв в космос.
А предвестием перехода от XIX века к XX стал возникший на сцене зал Большого театра — одного из символов России. И как экскурс в историю — первый бал Наташи Ростовой и весь цвет Петербурга — с музыкой, цветами, танцами, государем-императором и знатью. Одна из самых волнующих композиций, рассказывающая о тревожных днях Великой Отечественной войны, завершилась звоном колокольчиков с трибун — под мелодию вальса "В лесу прифронтовом".
Открытие космоса — особая веха в истории не только России, но и всего мира.
И первый шаг в непознанную Вселенную — и в жизни, и на экране сделал Юрий Гагарин — поднявшись по лестнице на борт космического корабля. И на арене замелькали кадры исторической хроники, включавшие и разговор первого космонавта и главного конструктора Сергея Королева, и обратный отсчет времени до старта, и знаменитое гагаринское "Поехали!".
И, конечно же, зрители увидели воссозданную на сцене с помощью экранов реконструкцию старта первой космической ракеты. И как реакцию мирового сообщества — танец людей-газет с портретами Гагарина на первых полосах, возвращающий нас в удивленный и потрясенный мир.
И следующий шаг в неизведанное — эпизод, посвященный первому выходу человека в открытый космос — Алексея Леонова, показанный под композицию в исполнении народного артиста России Дмитрия Хворостовского.
И как апофеоз многолетнего лидерства Советского Союза и России в покорении космоса — специальное обращение к участникам Универсиады экипажа Международной космической станции — во главе с командиром экспедиции Павлом Виноградовым.
А следом — отражение эпохи компьютеризации, интернета и мультимедийности — тысячи сфер на арене и у зрителей на трибунах символизируют всеобщее объединение людей в разных странах посредством социальных сетей. Отражают всемирное общение, стирающее все границы.
И как шаг в новое, непознанное — объемные фигуры людей из будущего, говорящие: "Человек, если ты видишь нас, значит, будущее началось. И оно в ваших руках. Мы еще не родились — но жизнь наша уже сегодня зависит от вас".
А завершает фрагмент, символизирующий, что "завтра начинается сегодня" — вокальный дуэт Александра Градского и солистки Мариинского театра Марии Максаковой, исполнивший песню с символичным названием "Навстречу".
Путин открыл Универсиаду
Многослойная театрализованная постановка, продолжавшаяся около трех с половиной часов, завершилась, и продолжением официальной церемонии стал вынос флага Международной федерации студенческого спорта (FISU).
Право вынести стяг было предоставлено знаменитым россиянам — неоднократному олимпийскому чемпиону Владимиру Сальникову, победительнице шахматной Олимпиады Алисе Галлямовой, пианисту Денису Мацуеву, артисту Константину Хабенскому, приме-балерине Большого театра Светлане Захаровой и серебряному призеру Олимпиады-2012 фехтовальщице Камилле Гафурзяновой.
Прохождение делегации по стадиону сопровождала песня "Человек, живи!", неофициальный гимн церемоний открытия и закрытия Универсиады. А после поднятия стяга FISU над стадионом зазвучал знаменитый гимн Gaudeamus, официальный гимн студенческой федерации. А зрители на трибунах соучаствовали в торжестве, подняв таблички со слоганом Универсиады — "U (You) Are the World" (варианты перевода — "Ты — весь мир", "Весь мир — в тебе" и "Универсиада это целый мир").
После принесения торжественных клятв от лица спортсменов (честь была предоставлена олимпийской чемпионке по спортивной гимнастике Алие Мустафиной) и судей (трехкратный олимпийский чемпион Евгений Садовый) президент Российской Федерации Владимир Путин объявил XXVII Всемирную летнюю Универсиаду в Казани открытой.
Многодневная эстафета огня Универсиады завершилась на стадионе, а право зажечь чашу с огнем на "Казань-Арене" было предоставлено капитану молодежной сборной России хоккеисту Наилю Якупову, двукратной вице-чемпионке Олимпийских игр волейболистке Екатерине Гамовой, четырехкратному чемпиону Паралимпийских игр Иреку Зарипову и олимпийскому чемпиону Лондона дзюдоисту Тагиру Хайбулаеву.