Cотрудники российской Госавтоинспекции 3 июля отметили профессиональный праздник. О технических новинках, которые помогают инспекторам на дороге, проблемах с оплатой штрафов за нарушения ПДД, увеличении разрешенной скорости и изменениях в номерных знаках в интервью корреспонденту РИА Новости Светлане Аликиной рассказал начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД России генерал-лейтенант полиции Виктор Нилов.
— Виктор Иванович, первый вопрос, конечно же, об оплате штрафов за нарушения ПДД. Эту тему на протяжении нескольких недель обсуждают в СМИ, в блогосфере. Удалось решить проблему?
— Действительно, вопрос оплаты штрафов за нарушения ПДД очень актуальный, и со своей стороны Госавтоинспекция предприняла все меры для разрешения ситуации. На нашем официальном сайте был открыт специальный раздел, в котором каждый водитель может проверить, числятся ли за ним неоплаченные штрафы, и при желании тут же их оплатить. Если же гражданин оплатил штрафы за нарушения ПДД, но нашел себя в списке должников, то он может направить в адрес ГИБДД опять же через наш сайт соответствующее заявление, приложив копии квитанций.
— Была информация, что водители могут подписаться на смс-оповещение о совершенных ими нарушениях ПДД.
— Действительно, это можно сделать на портале госуслуг. На сегодняшний день этой услугой уже воспользовались порядка 700 тысяч водителей по всей стране, это еще очень мало, рассчитываем, что в будущем популярность этого сервиса будет расти. Согласитесь, это очень удобно. Например, то же письмо из подразделения ГИБДД может затеряться или прийти позже обозначенного срока оплаты штрафа, а если протокол составлен на месте, человек может, например, потерять квитанцию. А здесь сразу после внесения информации о нарушении в базу данных, водителю на мобильный телефон приходит смс-сообщение о совершенном правонарушении, после чего он может зайти на наш официальный сайт, найти всю необходимую информацию и оплатить штраф либо через Интернет, либо через банки и платежные терминалы.
Я, в принципе, считаю, что внедрение новых технологий и предоставление услуг в электронном виде позволяют сэкономить время граждан, это удобные сервисы и, безусловно, их востребованность будет расти.
— Один из моих коллег недавно ставил новую машину на учет в ГАИ Москвы и воспользовался сайтом госуслуг. Был приятно удивлен, весь процесс занял у него меньше часа. Однако в регистрационных подразделениях по-прежнему очереди, граждане не знают о сайте госуслуг или просто предпочитают действовать по старинке?
— На мой взгляд, в данном случае граждан пугает сложность регистрации на портале госуслуг. Безусловно, после ее прохождения очень удобно получать различные госуслуги, но если, например, нужно просто поставить на учет машину в Госавтоинспекции, то тратить столько времени на регистрацию на сайте человек просто не хочет. Но мы со своей стороны ведем разъяснительную работу, информация о том, как можно осуществить ту или иную операцию в электронном виде, размещена во всех наших подразделениях, а также на официальных сайтах Госавтоинспекции России и территориальных подразделений ГИБДД.
Со своей стороны мы, безусловно, будем развивать это направление, так как граждане тратят в разы меньше времени и это очень удобно.
Однако, например, есть субъекты, где данная услуга, а именно проведение регистрационных действий через портал госуслуг, совершенно невостребована по одной простой причине — машин на учет ставится мало и очередей нет. А вот для Москвы, Московской области и крупных мегаполисов, конечно, эта услуга сегодня актуальна. Тем более число водителей в нашей стране продолжает расти, примерно на 2 миллиона человек ежегодно.
— Виктор Иванович, уже больше года идут разговоры про новый Административный регламент, который существенно упростит регистрацию автотранспорта. Например, автовладельцы смогут ставить машины на учет в любом регионе, вне зависимости от места жительства. Когда нововведения начнут работать?
— Введение в действие данного Административного регламента тесно связано с принятием соответствующего федерального закона, мы рассчитываем, что он будет принят в этом году и с 2014 года новый регламент заработает. Пока же мы частично внедряем его отдельные положения. Например, жители Москвы и Московской области теперь могут зарегистрировать автомобиль в любом подразделении на территории этих двух субъектов вне зависимости от места постоянной регистрации.
— Еще один важный вопрос — возращение предельно допустимой нормы содержания алкоголя в крови водителя. На ваш взгляд, возвращение промилле положительно скажется на безопасности дорожного движения?
В данном случае речь не идет о каком-то послаблении. Употреблять спиртное и садиться после этого за руль законодательно запрещено, в данном случае мы говорим только о допустимой погрешности прибора.
Кроме того, хотел бы напомнить водителям, что показания алкотестера не являются заключением о состоянии опьянения и итоговое решение принимают медики после проведения медосвидетельствования.
— В последнее время Госавтоинспекция регулярно проводит так называемые сплошные проверки для выявления пьяных водителей. Эти мероприятия эффективны?
— Да, они достаточно эффективны и в настоящее время проводятся по всей стране. С точки зрения формата они абсолютно легитимны. Причем хочу обратить внимание, что главная цель этих проверок — профилактика. Мы делаем ставку на информационное сопровождение данных мероприятий, поэтому каждый раз заранее объявляем о проведении рейда по выявлению нетрезвых водителей.
Примечательно, что в небольших населенных пунктах после объявления о проведении рейда по нетрезвым водителям число транспортных средств на дороге резко сокращается, бывает, за все мероприятие никого не задерживаем. Но это и хорошо, значит, люди осознали, пусть и таким путем, что садиться за руль нетрезвым недопустимо.
— В ряде стран сообщить в полицию о пьяном водителе считается нормой, это вклад гражданина в обеспечение безопасности на дорогах. А в России граждане проявляют такую сознательность?
— Проявляют, сообщают о пьяных водителях, но крайне редко. Возможно, виноват наш менталитет, ведь в нашей стране подобные звонки считаются многими так называемым доносом, что некрасиво и неправильно. Хотя такие сигналы реально помогают вовремя задержать нетрезвого водителя, тем самым предотвратить преступление и спасти людей.
— Звучали предложения об увеличении разрешенной скорости на ряде участков крупных магистралей. Решения уже приняты?
— Нет, решения пока не приняты. Действительно, сейчас совместно с Минтрансом мы прорабатываем этот вопрос, речь идет о повышении максимально разрешенной скорости движения на ряде участков магистралей до 130 км/час. В настоящее время с Росавтотодором идет определение потенциальных участков, которые должны соответствовать ряду требований, например, не должно быть возможности выехать на полосу встречного движения, должно быть хорошее освещение и так далее. Скорее всего, в первую очередь это будет сделано на участках платных дорог.
— Виктор Иванович, опубликован проект, предусматривающий изменение номерного знака. В России появятся новые автомобильные номера?
— О новых номерных знаках речь в настоящее время не идет. Планируется внести изменения в код региона, так как серий номеров не хватает. Принято решение сделать код региона из двухзначного трехзначным, добавив вперед цифру 7. Причем цифру выбирали не случайно, мы провели специальное исследование и выяснили, что камеры видеофиксации лучше всего распознают именно "семерку" и места на номере она занимает ровно столько, сколько нужно.
Скорее всего, номера с трехзначным кодом региона начнем выдавать уже в этом году. Причем, подчеркну, никакой массовой замены номерных знаков не будет, номера будут меняться только при утере, повреждении и в других предусмотренных законом случаях.
— В продолжение разговора о номерных знаках. В последнее время в Москве и других городах появилось огромное число машин с прибалтийскими и другими иностранными номерами. Нередко их владельцы пытаются таким образом уйти от ответственности за нарушения ПДД, зафиксированные камерами. Какие меры предпринимает ГИБДД?
— Действительно, такая проблема сейчас существует, и мы работаем над ее решением. Совместно с таможенной службой создаем информационный ресурс, который будет содержать данные о владельцах всех транспортных средств, которые пересекли границу Российской Федерации. Таким образом, эта лазейка будет закрыта. А владельцы машин с иностранными номерами, которые нарушают ПДД в зоне действия видеокамер, будут наравне с другими нарушителями получать по почте соответствующие письма. Принцип неотвратимости наказания должен соблюдаться и никаких исключений не будет.
— Периодически в блогах появляется информация, что якобы существует какой-то привилегированный список автомобильных номеров, водителей которых не штрафуют за нарушения ПДД, зафиксированные видеокамерами.
— Принцип работы системы видеофиксации основан на том, что ни для кого на дороге не делается никаких исключений. Вот, например, транспорт со спецсигналами также попадает в поле зрения видеокамер, они бесстрастно фиксируют нарушения и отправляют соответствующие письма в адрес организаций, которые разбираются, что и как. И нам, в Госавтоинспекции России такие письма также приходят. Как Вы считаете, если бы такой привилегированный список был возможен, неужели мы бы не включили в него наши машины? А мы по каждому такому случаю разбираемся, проводим проверку, насколько действия водителя транспорта со спецсигналами соответствовали закону, и если виноват, то наказываем.
— Система видеофиксации нарушений ПДД развивается, камер на дорогах становится все больше. Эффект от их применения есть?
— Конечно, есть, системы видеофиксации за прошедшие годы очень хорошо себя зарекомендовали. Но не забывайте, что главная задача в данном случае опять же профилактика. Мы выступаем за установку камер на дорогах не для того, чтобы оштрафовать как можно больше водителей, а для того, чтобы предотвратить возможные нарушения ПДД. Как показывает практика, в зоне действия видеокамер водители ведут себя законопослушнее, намного реже нарушают ПДД. При установке камер в так называемых очагах аварийности мы уже через месяц видим снижение числа ДТП.
Примечательно, что в России сейчас практически не используются муляжи видеокамер, как это делается, например, в других странах. Там на определенном участке устанавливаются видеокамеры, а после того, как эффект достигнут, вместо них оборудуются муляжи, а камеры перемещаются в другое место.
Еще хотел бы обратить внимание на тот факт, что мы не скрываем видеокамеры на дороге. С 1 июля появился новый дорожный знак, предупреждающий о работе систем видеофиксации и соответствующая разметка. Так что водителям теперь будет сложно не заметить, что они находятся в зоне действия видеокамер, а это очень дисциплинирует.
— Вы говорили, что будущее за современными технологиями, а какие новинки помогают сегодня инспекторам?
— Одно из главных новшеств — мы приступили к оформлению ДТП в электронном виде. Это уже делается в ряде подразделений в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае. Сотрудники ГИБДД, которые приезжают на место происшествия, оформляют материалы на электронном планшете, где у них есть все образцы, и даже предлагается несколько десятков типовых схем ДТП, из которых можно выбрать соответствующую ситуации. Соответственно, оформление аварии занимает гораздо меньше времени. Затем административный протокол распечатывается на принтере, который установлен в автомобиле ГИБДД.
Но мы рассчитываем, что в будущем сможем перейти полностью на электронный документооборот, а водители смогут ставить на административный протокол свою электронную подпись, после чего все документы будут им отправляться на электронную почту. Согласитесь, это в разы сократит время оформления аварий.
— Виктор Иванович, а как вы считаете, видеокамеры могут полностью заменить на дороге сотрудников ГИБДД в будущем?
— Полностью никогда, ведь сотрудник ГИБДД, который дежурит на дороге, дисциплинирует водителей, они тут же все вспоминают правила, не позволяют себе нарушать ПДД.
В целом, безусловно, нам нужно менять культуру поведения на дороге, согласитесь, водители в последние годы стали вести себя дисциплинированнее, менее агрессивно, но тем не менее.
Мы в своей работе уделяем большое внимание подрастающему поколению, ведь воспитывать законопослушных участников дорожного движения нужно с детского сада, со школьной скамьи. Немаловажную роль играют и родители, которые своим примером должны показывать детям, что нарушать ПДД нельзя. А ведь некоторые взрослые вместе с детьми стараются перебежать дорогу на "красный" или вне зоны действия пешеходного перехода! В следующий раз ребенок поступит точно так же. О какой культуре поведения на дороге после таких поступков можно говорить?
То же самое касается пешеходных переходов, ведь все в теории знают, как правильно переходить проезжую часть, но нарушают, видимо, не до конца осознавая при этом, что подвергают свою жизнь повышенной опасности.
Отдельно хотел бы остановиться на вопросе подготовки водителей в автошколах, которая сегодня, конечно, уже не отвечает современным требованиям и реалиям. Система подготовки требует серьезных изменений, нужно менять подходы к обучению кандидатов в водители, предъявлять требования к материально-технической базе автошкол, к преподавателям, инструкторам.
Со своей стороны мы готовим квалификационные требования к экзаменаторам — сотрудникам ГИБДД, которые принимают экзамен у выпускников автошкол. Их всего по стране насчитывается 2,5 тысячи человек. Их будем готовить отдельно, постоянно проводить переподготовку, чтобы эти сотрудники могли дать объективную оценку знаниям и навыкам кандидатов в водители.
— Если говорить об аварийности в целом, что на сегодняшний день больше всего беспокоит?
Не уходит с повестки дня и проблема безопасности пешеходов на пешеходных переходах. Однако нам впервые за последние три года удалось добиться общего снижения числа ДТП с участием пешеходов.
В целом по итогам пяти месяцев могу констатировать снижение основных показателей аварийности, но это не повод успокаиваться. Перед нами стоит задача добиться максимально снижения смертности на дорогах, и со своей стороны в дальнейшем мы будем прилагать все усилия для ее решения.