НОВЫЙ ОРЛЕАН (США), 4 июл — РИА Новости, Лариса Саенко. Луизианская покупка и спустя 210 лет после подписания договора остается в мировой истории крупнейшей сделкой с землей. В 1803 году США приобрели у Франции свыше двух миллионов квадратных километров, на которых сегодня в полном масштабе или частично расположены 15 штатов.
Наполеон уже готовился к войне с Англией и наверняка вынашивал планы похода по Европе, крайне нуждаясь в финансировании. Америка торговалась только за территорию Нового Орлеана и готова была заплатить за стратегически важный город, расположенный в русле Миссисипи, сумму в 10 миллионов американских долларов. США были шокированы, когда всю территорию Луизианы французская сторона предложила выкупить за 15 миллионов долларов. Цена за гектар освоенных земель, таким образом, составила смехотворные 7 центов, после чего все сомнения были отброшены.
Правда, приобретение земель не было однозначно воспринято в США. Федералисты предпочитали хорошие отношения с Великобританией, нежели с Наполеоном, к тому же политическая мощь увеличившихся территорий рабовладельческих штатов вела к дальнейшему росту напряженности между Севером и Югом. Объявление о сделке состоялось лишь 4 июля 1803 года, спустя несколько месяцев после тайного подписания документов в Париже.
Присоединение южных территорий, главным доходом которых было земледелие, основанное на использовании рабской силы, в итоге стало детонатором гражданской войны, в ходе которой погибло около 600 тысяч человек с обеих сторон. Несмотря на поражение в войне и отмену рабства, южане остались верны многим старым традициям — улицы Нового Орлеана носят имена генералов "Земли Дикси", флаг повстанцев с крестом по диагоналям не считается тут запретным, а французский дух не удалось вытравить, несмотря на официальный запрет на использование французского языка в государственных учреждениях и школах, введенный после присоединения Луизианы к США.
Как жили плантаторы и их рабы можно узнать, к примеру, в местном музее плантации "Лаура". Закон Луизианы предписывал выделять на семейство рабов помещение площадью не менее 13 квадратных метров, детей дважды в день кормили за счет их владельцев, а взрослыми они считались по достижении 13 лет. Это означало, что на весь световой день они обречены были работать на плантации.
Впрочем, наследники креолов и бывших рабов сегодня утверждают, что отмена рабства, принесенная на штыках янки, не улучшила жизнь африканских переселенцев. Большинство из них так и осталось работать на тростниковых и табачных полях, теперь уже "свободными" — хозяев обязали платить им по 7 долларов в год без прочих обязательств.
Особый колорит Нового Орлеана
На главных площадях Нового Орлеана сегодня можно увидеть рядом со звездно-полосатыми национальными флагами французские триколоры, а покровительницей города считается святая Жанна д’Арк, чья статуя венчает местный католический храм, один из самых старейших в США.
Соперничать со славой великой Орлеанской девы может только местная новоорлеанская прорицательница "королева вуду" Мари Лаво. Ее могила считается одной из самых посещаемых достопримечательностей США. Она сумела создать синтез католической религии с культом вуду, доминировавшим среди завезенных из Западной Африки рабов. Паломники идут на могилу, чтобы нарисовать три креста и загадать желание, которое, как уверяют местные жители, непременно исполнится. Хотя скептики утверждают, что великой прорицательнице в его предсказаниях помогали не столько магические силы, сколько прекрасная информированность — осведомителями этой дамы была прислуга самых знатных домов города.
Лавки с предметами культа вуду разбросаны по старому французскому кварталу города вперемежку с сувенирными магазинчиками, подтверждая популярность этих экзотичных для Запада верований.
Новый Орлеан, без сомнений, самый самобытный город США. Основанный первыми поселенцами в XVI веке, он также известен как Париж Нового Света. В местных ресторанчиках можно поужинать вполне по-французски. Хотя местный колорит внес в меню свои коррективы — крокодилье мясо весьма популярно в новоорлеанской кулинарии. Вяленую, копченую или жаренную "крокодилятину" здесь подают в ресторанах и на уличных рынках, крокодилья пасть — распространенный местный сувенир, а крокодилья лапка на палочке используется в обрядах вуду.
Новый Орлеан по праву считается колыбелью джаза — именно здесь, на родине Луи Армстронга, зародился стиль диксиленд и блюз, а в местных клубах можно услышать самые различные вариации американской музыки. К слову, в этом городе до сих пор отлично играют джаз на кастрюлях, тазах и ложках. "Мы верим в блюз", — написано над входом в один из самых популярных джазовых клубов, что перефразировано с девиза "Мы верим в Бога" на американских долларовых банкнотах. Даже в общественных туалетах в этом музыкальном городе можно увидеть пианино.
Почти половина территории города расположена ниже уровня моря, что отразилось в культуре захоронений — гроб закладывается не в землю, а в каменную нишу, а по прошествии времени сжигается, чтобы уступить место новому усопшему, как правило, родственнику. А леса, увешанные плесенью и иссохшей порослью, выглядят как готовые декорации к мистическим триллерам.
Еще одна уникальная традиция Нового Орлеана — карнавал "Марди Гра", который выливается в серию уличных шествий и гуляний перед Великим пасхальным постом.
Сколько лет новоорлеанскому карнавалу, точно не знает никто. Первое упоминание о костюмированном праздновании в поселении французских католиков в устье реки Миссисипи относится к 1699 году. Настоящую пышность "Марди Гра" приобрел в 1833 году, после того как один из богатейших плантаторов края Бернар Хавьер де Мариньи де Мандевиль выступил первым официальным спонсором торжества. А король карнавала, по легенде, появился после того, как в 1872 году праздник посетил великий князь Алексей Александрович Романов, последовавший в Новый Орлеан за своей возлюбленной, американской актрисой Лидией Томпсон. Специально для него организаторы карнавала соорудили платформу с надписью "Rex" (король). С тех пор каждый год карнавал возглавляют избираемые из местных жителей "король" и "королева". В масках и костюмах они приплывают на корабле к городской пристани, откуда со своей свитой переходят на огромную декорированную платформу, которой позавидовала бы сама Клеопатра. Три цвета карнавала также выбрал великий князь Алексей Александрович — фиолетовый, желтый и зеленый, символизирующие справедливость, силу и веру.