Постановление Правительства РФ о единых правилах управления многоквартирными домами вступило в силу с 27 мая. В частности, этот документ обязывает управляющие компании (УК) согласовывать свои действия с собственниками жилья и регулярно отчитываться перед ними. Своим мнением о том, как организовать конструктивный диалог между УК и жильцами, поделился спикер думы Томска Сергей Ильиных.
К депутатам гордумы поступает большое количество обращений, в которых томичи выражают недовольство качеством обслуживания домов и работой УК. При этом, из анализа обращений следует, что большинство проблем не возникали бы вовсе, если бы между жильцами многоквартирных домов и обслуживающими организациями существовал конструктивный диалог.
Не соглашусь с теми, кто винит за отсутствие такого диалога собственников квартир, упрекая их в пассивности и равнодушии. Большинство жильцов не являются специалистами в управлении многоквартирниками. Эти люди — профессионалы в других сферах деятельности, и вопросы, связанные с управлением домом, для них, естественно, стоят не на первом месте.
Для эффективного взаимодействия с собственниками квартир необходимо следовать простым рекомендациям. Например, при подготовке собрания собственников можно не ограничиваться расклейкой объявлений на подъезд, а прислать приглашения в почтовые ящики. При этом, отчет о работе УК не должен сводиться к трудночитаемому бухгалтерскому документу — управленцы должны общаться с жильцами на человеческом языке.
Уверен, что отношение собственников квартир к УК изменится в лучшую сторону, если расшифровка статей расходов в отчете будет написана понятными словами, сумма расходов будет доступно и убедительно обоснована, а стоимость услуг будет адекватна их объему и качеству. И главное: любое изменение тарифов, особенно в сторону увеличения, проведенное без согласования с собственниками — незаконно.
Вне сомнения, необходимо соблюдать требования закона и нормативных правовых актов, касающихся сферы управления многоквартирными домами. Но сегодня необходимо большее. Добросовестность в исполнении своих обязательств, стремление повысить качество услуг, прямой диалог с собственниками — все это невозможно прописать в законе. Однако именно по этим показателям томичи оценивают работу своих УК.