ШТУТГАРТ, 2 июл — РИА Новости, Семен Нехорошкин. Верховный земельный суд Штутгарта, который с января рассматривал дело в отношении Андреаса и Хайдрун Аншлагов, обвиняемых в шпионаже на РФ, во вторник приговорил их, соответственно, к 6,5 и 5,5 года лишения свободы и крупному штрафу. С обжалованием этого решения защита пока не спешит, тем более что продолжение судебного разбирательства может вновь отсрочить обмен агентами, на который так надеются подсудимые.
Разоблачение Аншлагов называют самым громким шпионским скандалом со времен воссоединения Германии. Семья предполагаемых агентов-нелегалов работала в стране более 20 лет.
12 лет на двоих
С этими требованиями суд разошелся только в том, что касается срока заключения: глава семьи разведчиков должен провести под стражей 6,5 года, а его супруга — 5,5. Срок исчисляется с октября 2011 года, когда Аншлагов задержали и пометили в СИЗО. Суд счел доказанным, что обвиняемые более 20 лет работали в Германии сначала на КГБ, а после распада Советского Союза — на российскую Службу внешней разведки. Главным образом они занимались сбором сведений о политической и военной стратегии ЕС и НАТО.
Как сообщила при оглашении приговора председательствующая в коллегии из пяти судей Сабина Роггенброд, работа четы шпионов создавала угрозу для национальной безопасности ФРГ. "Интересы НАТО в области безопасности неотделимы от интересов Германии. А общая политика ЕС, в том числе в том, что касается безопасности, — одна из основ внешней политики Берлина", — сказала судья.
К отягчающим обстоятельствам коллегия отнесла то, что подсудимые подкупили сотрудника МИД Голландии Рэймонда Пэтерея, чтобы получать от него конфиденциальные документы НАТО и ЕС. Они передавали ему деньги по меньшей мере 20 раз, заплатив в общей сложности не менее 72,2 тысячи евро. В апреле этого года Пэтерей был осужден на 12 лет тюрьмы.
При этом Роггенброд признала, что конкретных указаний на то, какой ущерб работа Аншлагов нанесла безопасности Германии, ЕС и НАТО, у суда нет. Установить суд не смог и настоящие имена подсудимых, места рождения и их жизненный путь до приезда в Германию. В страну Андреас и Хайдрун Аншлаги приехали, соответственно, в 1988 и 1990 годах.
"Суд не смог установить, были ли обвиняемые мужем и женой еще до приезда в Германию. Возможно, они в первый раз поженились еще до этого и под настоящими именами… Мотивы нам тоже доподлинно неизвестны. Были ли это только деньги или какие-то другие причины — этого мы утверждать не можем", — сказала Роггенброд.
Судебный процесс продолжался пять с половиной месяцев. Всего состоялось 28 заседаний, в ходе которых были опрошены 36 свидетелей.
С прицелом на обмен
Защита пока не приняла решение об обжаловании приговора. Как сообщил Пёчке РИА Новости после окончания заседания, адвокаты сначала хотят получить приговор суда в письменном виде.
В свою очередь, другой адвокат подсудимых Йоханнес Хофманн пояснил, что у защиты есть неделя, чтобы подать в Верховный суд ФРГ предварительную жалобу на приговор. "Скорее всего, в этот срок мы еще не получим письменное обоснование решения суда. Но после его получения у нас будет месяц на то, чтобы обосновать свою жалобу или отозвать ее. Обжаловать приговор мы будем, если на то будут серьезные основания", — заявил Хофманн РИА Новости.
А подсудимые на такой обмен очень надеются. Именно поэтому, как отмечает Хофманн, они в течение всего процесса сохраняли молчание, существенно ограничив тем самым свои возможности для защиты в суде.
Перед началом судебного процесса СМИ сообщали, что власти ФРГ планировали обменять супругов на двух россиян, отбывающих тюремный срок за шпионаж на одну из дружественных Германии разведслужб. Соответствующие переговоры между Берлином и Москвой, первые со времен холодной войны, велись в том числе на уровне руководства двух стран.
По данным СМИ, одним из кандидатов на обмен был экс-полковник ФСБ России Валерий Михайлов, приговоренный к 18 годам лишения свободы за передачу секретных документов США. Однако попытка обмена, который предполагалось провести в сентябре 2012 года, провалилась.
О том, ведутся ли такие переговоры сейчас, адвокаты ничего сообщить не могут.