Елена Супонина, востоковед, политический обозреватель – специально для РИА Новости.
Подробно о беспорядках в Египте – в подборке материалов РИА Новости >>
Три варианта развития событий
Еще один вариант – немедленная отставка Мурси, относительно мирная или грубо насильственная, после чего власть перейдет к некоему временному органу, скорее всего, находящемуся под контролем военных. Министры, во всяком случае, в отставку подают уже один за другим. В понедельник ушли аж сразу пятеро, включая министра туризма, а во вторник за ними последовал и министр иностранных дел Мухаммад Амр.
Противников у нынешнего президента не меньше, чем сторонников. Это и левые, и либеральные, и молодежные движения, и те, кто хорошо себя чувствовал при прежнем режиме. Военные, кстати, к правлению "Братьев-мусульман" отнеслись лояльно. Египетские офицеры сразу поняли, что в либеральном лагере еще меньше внятности и единства.
Ситуация в стране так плоха, что работать сейчас ее президентом – это либо отчаянное мужество, либо безумие. Мухаммад Мурси умен, но недостаточно опытен как управленец. Он совершил смелый поступок, возглавив Египет. Но он допустил ошибки на этом посту. Его шанс – это компромисс.
"Сегодня время для коалиций. Ни одной партии или группе людей сегодня не под силу взять на себя полную ответственность за будущее Египта. Откровенно говоря, для всех нас будущее Египта – это неизвестность. Что она в себе несет, никто не знает. И за это неясное будущее должны отвечать все те, кто делал революцию", – говорил Мухаммад Мурси автору этих строк незадолго до того, как стать президентом.
Почему военные дали время на компромисс
Она сегодня зависит от иностранных кредитов, которые почти не поступают. Своей нефти Египту не хватает. Валютные резервы тают – с 36 миллиардов долларов в начале революции до почти 10 миллиардов долларов. Помощь приходит не в тех объемах, на которые рассчитывали.
Мурси должен еще попробовать договориться. Это и в его характере, и этого пока еще хотят строго заговорившие с ним генералы. Они же не только президенту, но и себе отвели вчера двое суток на размышления, если раньше не случится чего-то из ряда вон выходящего. Если же ему это не удастся, то военные примут свои чрезвычайные меры по наведению порядка, вплоть до того, что временно возьмут власть в свои руки.
Хорошая новость из Египта
Хорошая новость – в том, что хотя бы кто-то готов взяться в Египте за эту неблагодарную работу, руководить страной. Но на этом хорошие новости из Египта заканчиваются.
У военных нет программы экономического возрождения страны и у них нет политического доверия со стороны населения. С другой стороны, как никогда реальна потеря контроля над огромной страной, где и так уже отбросы общества ведут себя разнузданно. Военные могут помочь не допустить этого.
Драки, поножовщина, грабежи, изнасилования, похищения становятся сегодня в Египте привычными. И пока революционеры ссорятся друг с другом, по-разному видя будущее страны, на улицы выходит чернь. Безграмотные, некультурные, бедные и обозленные люди пользуются неразберихой, чтобы вставить свой грязный нож в спину революции. В почти 86-миллионном Египте где-то четверть населения живет за чертой бедности.
Ну а разве иначе было в эпоху французской революции XVIII века? И разве эти революции заканчивались свержением какого-то одного режима или правительства? Волнения, чехарда, смена власти – это зачастую длилось годами.
А в России в 1917-м году разве мало было грубой жестокости? Только там были пьяные матросы, а здесь – обитатели площади Тахрир, опьяневшие то ли от революции, то ли от кальяна с дурманом. На Тахрире не только интеллигенты собираются. Есть и те, с кем страшно оказаться рядом плечом к плечу, это будто в обнимку с бомжами на жаре под пятьдесят градусов.
Такой плохой лучший сценарий
Вот мы сейчас понимаем, скажем, что лучший вариант в Египте – это компромисс. Но ведь подспудно осознаем, как тяжело этого добиться. А если даже это получится, то уж наверняка ненадолго. Хотя бы потому, что слишком велика разница между богатыми и бедными. А еще потому, что кто-то видит спасение в религии, а кто-то не хочет закрытого традиционного общества и уже видит себя частью глобального мира, впрочем, пока еще тоже неизвестно, куда идущего.
Совместить это трудно. И нет лидера, способного на этот подвиг. Бывают такие исторические периоды, когда и с этим беда. Это тот случай, когда даже лучший сценарий все равно будет плохим, не говоря об остальных.
Ну а те, кто про себя хитро думает, что самым умным решением было бы тихо смыться из обреченной сейчас на несчастья страны, надо посмотреть на бушующие толпы в Египте, чтобы понять: большинство почему-то либо инертно не сумели, либо не успели сбежать. Да их особо нигде и не ждут. Это их революция.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции