Обновлено в 14:05
МОСКВА, 2 июл — РИА Новости. Ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком ДМ-03 и тремя российскими навигационными космическими аппаратами "Глонасс-М", стартовавшая с Байконура, упала на первой минуте старта.
Представитель пресс-службы Роскосмоса сообщил, что двигатели ракеты в аварийном режиме выключились на 17-й секунде. Читайте подробнее >>
Запуск ракеты с тремя спутниками транслировался в прямом эфире телеканала "Россия 24".
"При пуске ракеты-носителя произошла нештатная ситуация", — сказал источник в ракетно-космической отрасли. Это было первое после аварии в 2010 году применение разгонного блока ДМ-03 в составе "Протона".
Позднее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что Владимиру Путину доложили об аварии.
Читайте о характеристиках ракеты-носителя "Протон-М" >>
Возможные причины ЧП
Источник в ракетно-космической отрасли ранее заявлял: "Не исключено, что проблема могла возникнуть с разгонным блоком ДМ-03. Судя по картинке, такое впечатление, что он и рванул (взорвался)". Читайте подробнее >>
В РКК "Энергия" в свою очередь сообщили, что разгонный блок ДМ-03 не мог стать причиной аварии ракеты-носителя "Протон-М", поскольку аварийное выключение двигателя ракеты произошло намного раньше включения разгонного блока.
Последствия аварии
Премьер-министр поручил Рогозину сформировать правительственную комиссию для установления причин падения и потребовал представить список ответственных лиц, виновных в произошедшем, включая руководящий состав "Роскосмоса, сообщила пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова.
Кроме того, она подчеркнула, что Рогозину поручено "в ближайшее время разработать и представить список мер по усилению контроля в космической отрасли и предотвращению подобных происшествий. Читайте подробннее >>
"Пусков по ГЛОНАССу не было достаточно давно, а ведь спутники стареют быстро и их нужно менять регулярно. Авария, это, конечно, удар по реноме", — заявил эксперт в ракетно-космической отрасли России.
Он отметил, что подобные ЧП ударяют по конкурентоспособности системы, ведь на рынке есть "более молодые подобные проекты — европейский и китайский".
В частности, сама авария и отсутствие должного количества спутников на орбите в какой-то степени отпугнет потенциальных клиентов за рубежом, считает другой эксперт.
"Известно, что "Протоны" используются для запусков по коммерческим программам, то есть для иностранных заказчиков. Тут самый главный ущерб будет в том, что сегодняшняя авария, конечно, может серьезно ударить по имиджу производителей нашей космической техники (Центра имени Хруничева) и затруднить получение новых заказов на запуски", — добавил он.
Читайте о случаях ЧП при запуске космических аппаратов российскими ракетами-носителями >>
"Что касается возможных кадровых перестановок в отрасли, здесь трудно пока что-то предположить. После прошлой аварии (в 2012 году) ушел в отставку Нестеров (Владимир Нестеров — экс-глава Центра Хруничева), сейчас там (Александр) Селиверстов (новый гендиректор Центра Хруничева). Я не думаю, что Селиверстова тоже снимут, хотя какие-то кадровые изменения, если и будут, то могут быть на уровне его (Селиверстова) замов, ответственных исполнителей. Но об этом можно будет говорить только после того, как будут известны причины аварии, а сейчас это просто гадание", — считает эксперт в ракетно-космической отрасли.
200 слов про амбиции великой космической империи
По предварительным данным, в результате ЧП жертв и разрушений в районе падения ракеты со спутниками нет. Жертвы иного рода — кадровые, — возможно, последуют. Но это не изменит общей ситуации. А она такова: недофинансирование отрасли; падение качества кадров, которые выходят из инженерных вузов; вымывание лучших кадров за рубеж; проблемы с управлением и полный распад хозяйственного комплекса отрасли.
Просто амбиции великой космической империи, которой привыкла считать себя Россия, более не подкреплены надежным фундаментом, — делает вывод Константин Богданов. Подробности — в новом выпуске программы "200 слов про…" >>
Есть ли угроза экологической катастрофы
"Поскольку был мощный взрыв, можно думать, что основная масса топлива прореагировала с окислителем, которого в избытке, и гептильное загрязнение должно быть минимальным. Потому что при таком взрыве происходит полное сгорание гептила", — заключила Королева. Читайте подробнее >>
По данным главы Казкосмоса, на борту упавшего "Протона" находилось порядка 600 тонн горючего.
"В настоящее время образовалось дымовое облако от сгорания гептила, оно сейчас находится над территорией космодрома, скорость ветра, по сообщению Казгидромета, составляет 2-6 метра в секунду, ветер северный, и оно (облако) может двинутся за территоию полигона", — пояснил глава МЧС Владимир Божко.
На ряде российских ракет, в числе которых самая мощная — "Протон", используется в качестве топлива несимметричный диметилгидразин (гептил). Это вещество особо токсично. Однако диметилгидразин — высоколетучее органическое соединение, он мгновенно окисляется, он подвержен разложению ультрафиолетом, он обладает высочайшей растворимостью в воде. Если в эксперименте пролить гептил на почву, то через сутки остается единицы процентов от этого вещества. Читайте подробнее в справке >>
Застрахованы ли спутники и ракета
Источник на страховом рынке сообщил агентству "Прайм", что космические аппараты скорее всего, застрахованы не были.
Как отметил источник, фактически все спутники поделили на две группы — "серийные, которые выпускаются на регулярной основе, и новые, наукоемкие аппараты".
"По решению правительства, деньги на субсидирование страховых взносов выделяются только в отношении наукоемких аппаратов, поскольку они являются наиболее рисковыми".
Другой источник ранее сообщил "Прайму", что ответственность перед третьими лицами при запуске ракеты-носителя "Протон-М" застрахована в компании "Русский страховой центр" на 6 миллиардов рублей. Читайте подробнее >>
Как спутники "Глонасс" не долетели до орбиты в 2010 году
Стартовавшая с космодрома Байконур 5 декабря 2010 года ракета-носитель "Протон" с разгонным блоком ДМ-03 не смогла вывести на орбиту три спутника "Глонасс-М" — они упали в Тихий океан в 1,5 тысячах километра от Гонолулу (Гавайи, США). Космические аппараты были утрачены из-за того, что в разгонный блок ДМ-03 из-за ошибки в конструкторской документации залили 1,5 тонны лишнего окислителя.
В настоящее время всего в составе орбитальной группировки ГЛОНАСС насчитывается 29 спутников, из них 24 используются по целевому назначению. Четыре космических аппарата находятся в орбитальном резерве и один — на этапе летных испытаний.
Как "Протон-М" ждали в Томской области
За неделю до пуска ракеты-носителя "Протон-М" в департамента природных ресурсов Томской области предупредили, что ее отделяющиеся части, предположительно, упадут в регионе 2 июля. В связи с этим местное население просили воздержаться от посещения территории района падения в указанное время, а в случае обнаружения фрагментов частей ракеты-носителя сообщать в департамент. Читайте подробнее >>
В чем причина аварий с "Протонами"
В августе 2012 года российский Центр имени Хруничева заявил, что с 2008 года причиной аварий с ракетами-носителями "Протон" являлся разгонный блок "Бриз-М". На предприятии, производящем ракеты-носители "Протон" и разгонные блоки "Бриз-М", подчеркнули, что все нештатные ситуации происходили именно на этапе работы разгонного блока, а сама ракета-носитель во всех случаях "отрабатывала штатно". Читайте подробнее >>
Как власти решили бороться с неудачными запусками космических аппаратов
В связи с аварией "Протона-М" в начале августа 2012 года премьер-министр Дмитрий Медведев поручил правительству в течение месяца проработать вопросы организации работы Роскосмоса и контроля за качеством космической продукции. После этого совещания гендиректор Центра имени Хруничева, занимающегося изготовлением ракет-носителей и разгонных блоков, Владимир Нестеров написал заявление об уходе по собственному желанию. Позже президент РФ Владимир Путин поручил вице-премьеру по ОПК Дмитрию Рогозину и главе Роскосмоса Владимиру Поповкину подготовить новые предложения по кадровым вопросам в космической отрасли. Читайте подробнее >>
В 2012 году эксперты в российской космической отрасли оценили ущерб от неудачных запусков Роскосмоса за три года в 27 миллиардов рублей. В частности, речь шла о падении в 2010 году в Тихий океан трех спутников "Глонасс-М", потере спутника связи "Экспресс-АМ4", корабля "Прогресс М-12М", а также станции "Фобос-Грунт" в 2011 году и аварии 7 августа 2012 года, когда из-за сбоя в работе разгонного блока "Бриз-М" нештатно закончился запуск ракеты-носителя "Протон-М". Читайте подробнее >>
Почему "Глонасс-М" решили заменить на "Глонасс-К"
Россия до 2016 года запустит 12 спутников "Глонасс-М", после этого они будут постепенно заменены на более модернизированные аппараты "Глонасс-К". По словам экспертов, аппараты "Глонасс-К" имеют лучшие тактико-технические характеристики, они будут многофункциональны и у них есть дополнительные функции, например, они оснащены системой космического поиска и спасания. Читайте подробнее >>
"Если космонавтика не сможет оторваться от государства, она обречена"
Сейчас космические технологии представлены на рынке — космосвязь, спутниковая навигация, дистанционное зондирование Земли. Но на этих, созданных космонавтикой и, казалось бы, навсегда принадлежащих ей рынках она теряет одну позицию за другой. Хотите пример? Потребителей спутниковой подвижной связи в мире около миллиона человек: и это 4 космические системы, более 100 спутников на орбите, инвестиции более 10 миллиардов долларов. А вот наземной мобильной связи — уже за 6,5 миллиардов. И какая технология рыночно успешнее? А ведь стартовали практически одновременно — в середине 1990-х годов. Беспилотники постепенно вытесняют с рынка космические снимки. Рынок космической съемки стагнирует, хотя его развивают американские компании, а они умеют это делать". Читайте полный текст интервью >>