Рейтинг@Mail.ru
Человек был способен к искусству с начала истории, считают эксперты - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

Человек был способен к искусству с начала истории, считают эксперты

© РИА НовостиНаучный понедельник, фильм "Пещера забытых снов"
Научный понедельник, фильм Пещера забытых снов
Читать ria.ru в
Дзен
Первобытное искусство - искусство или только историческое свидетельство далеких эпох, как оно связано с современным искусством? Эти вопросы обсудили эксперты после показа фильма "Пещера забытых снов", прошедшего в РИА Новости.

МОСКВА, 2 июл — РИА Новости. Первобытное искусство — искусство или только историческое свидетельство далеких эпох, что оно говорит нам о сознании первобытного человека и как связано с современным искусством? Эти вопросы обсудили эксперты после показа фильма "Пещера забытых снов", прошедшего в понедельник в РИА Новости.

Фильм немецкого режиссера Вернера Херцога посвящен пещере Шове во Франции. В ней найдены одни из самых древних наскальных рисунков, которым 32 тысячи лет, впрочем, исследователи до сих пор спорят о датировке живописи. В пещеру Шове имеют доступ лишь несколько ученых, и съемки Херцога — для большинства людей единственный способ увидеть пещеру изнутри.

© Фото : НеваФильм EmotionКадр из фильма "Пещера забытых снов"
Кадр из фильма Пещера забытых снов

 

Датировка рисунков

Ученый секретарь Института археологии РАН Екатерина Дэвлет отметила, что датировка рисунков пещеры Шове, основанная на данных радиоуглеродного анализа, сомнений не вызывает. Однако в науке нет ничего раз и навсегда доказанного, и недавно появилась серия публикаций, в которых приводятся гораздо более поздние датировки. Основной аргумент этих работ в том, что рисунки пещеры Шове стилистически очень похожи на живопись, датированную 17-22 тысячами лет.

Удивительно в живописи каменного века отсутствие более простых рисунков. Долгое время считалось, что мировое искусство должно было развиваться от более простых техник к более сложным, подобно тому, как ребенок учится рисовать. "Если права наша достоверная наука, подкрепленная химическими, физическими и прочими методами, то самое раннее искусство уже полно реализма", — отмечает Дэвлет. Здесь точки зрения ученых и искусствоведов сошлись. Доктор искусствоведения Виктор Уваров уверен, что "искусство появилось вместе с человеком".

Искусство или быт?

Дэвлет считает, что все навыки древнего человека были направлены на выживание. Однако само выживание нельзя понимать узко. Его качество зависело и от обстановки, которую человек создавал для себя, и от того, насколько было развито его воображение, его представления о мире. "Когда мы исследуем памятники первобытного искусства, мы говорим о них, как о произведениях изобразительной деятельности, подразумевая, что в ней слились воедино совершенно разные компоненты, которые позже вычленились в науку, искусство, коммуникационные сферы, в ритуально-магическую, обрядовую жизнь", — пояснила она. Возможно, наскальные рисунки также использовались в образовательных целях, полагает эксперт. Кроме того, наскальная живопись предоставляет археологам сведения о технологиях того времени, в частности, о технологиях изготовления краски.

Лектор-искусствовед Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Галина Аббасова рассказала, что, по всей видимости, до появления практики расписывания пещер человек разрисовывал свое тело, познавая прежде всего самого себя. Откуда возникла наскальная живопись? Мнения расходятся. "Специалисты, которые считают, что это не искусство в нашем современном понимании, полагают, что все эти росписи создавались, прежде всего, с практической магической целью. Они почти все находятся в удаленных уголках пещеры, там, куда не проникает солнце, многие из этих росписей испещрены ударами копий, это свидетельствует о том, что человек отождествлял изображения с самими животными (которые там нарисованы)", — привела она мнение оппонентов.

Искусство древнее и современное

Уваров указал на то, что искусство ХХ века многое взяло от первобытной живописи. В качестве примера он привел рисунок Амедео Модильяни, на котором изображена Анна Ахматова, и "Авиньонских девиц" Пабло Пикассо. Действительно некоторые произведения искусства выглядят вполне современно. Однако, как считает Аббасова, первобытное искусство несет в себе созидательное начало, а современное — дисгармонично, разрушительно.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала