ШТУТГАРТ, 2 июл — РИА Новости, Семен Нехорошкин. Верховный земельный суд Штутгарта, который с января рассматривает дело в отношении Андреаса и Хайдрун Аншлагов, обвиняемых в шпионаже на РФ, во вторник огласит приговор по этому делу. Адвокаты не скрывают связь своих подзащитных с российской Службой внешней разведки и надеются, что после завершения процесса Москва договорится с Берлином об обмене пойманными агентами.
Разоблачение Аншлагов называют самым громким шпионским скандалом со времен воссоединения Германии. Предполагается, что агенты-нелегалы работали в стране более 20 лет.
Требования обвинения
Обвинение требует приговорить Андреаса Аншлага к 7,5 года лишения свободы, его жену — к 4,5 года, взыскать с них полмиллиона евро (доход от незаконной разведдеятельности в Германии), а также удержать их имущество на сумму около 35 тысяч евро, которое было конфисковано в ходе расследования. Как заявил в своей заключительной речи представитель Генпрокуратуры Вольфганг Зигмунд, за годы работы на российскую разведку в Германии супруги скопили около 690 тысяч евро.
По словам обвинителя, шпионскую деятельность чета Аншлагов начала еще до падения "железного занавеса". По легенде, они были гражданами Австрии южноамериканского происхождения — австрийские паспорта были выданы на имя Андреаса Аншлага, 1959 года рождения, выходца из аргентинского города Валентин Альсина, и Хайдрун Аншлаг (в девичестве Фройд), родившейся в 1965 году в Лиме. Внешне они были обычной супружеской парой: глава семьи работал в автомобилестроительном бизнесе, его жена была домохозяйкой. В начале 90-х годов у них родилась дочь.
Виноваты, но не очень
Защита подсудимых занимает довольно необычную позицию. В нескольких словах сформулировать ее можно так: Аншлаги действительно работали на СВР, но делали это из патриотических побуждений и ради сохранения мира, а выведанные ими тайны ни Евросоюзу, ни НАТО особенно не навредили.
Еще в начале процесса адвокат главы семьи Хорст-Дитер Пёчке сообщил РИА Новости, что оба подсудимых являются гражданами РФ. А во время заключительной речи защиты он признал, что его клиент начинал разведдеятельность в Германии еще во времена "холодной войны". При этом он подчеркнул, что Андреас Аншлаг пошел на большие жертвы ради своей Родины и руководствовался отнюдь не мотивами личной выгоды.
По словам Пёчке, шпионская деятельность часто "осуществляется в интересах мира и помогает предотвратить военные конфликты, как это было с двойным агентом Олегом Пеньковским и "Карибским кризисом". "Немногие готовы вести такую двойную жизнь и принести такую жертву, как Андреас Аншлаг", — заявил он.
Вообще в своих выступлениях представители защиты пытались убедить коллегию из пяти судей в том, что на скамье подсудимых находятся не "хладнокровные агенты 007", а "очень хорошие и вызывающие симпатию люди", которые оказались пешками в политической игре двух стран. А их работа не нанесла серьезного вреда ЕС или НАТО, так что их деяния стоит классифицировать по тем параграфам немецкого УК, которые предполагают более мягкое наказание, и с учетом проведенного в СИЗО времени Аншлагов надо освободить из-под стражи, уверены адвокаты.
Обмен агентами
Подсудимые также не оставляют надежды на то, что их обмен на других агентов, пойманных в РФ, все же состоится. Перед началом судебного процесса немецкие СМИ сообщали, что власти ФРГ планировали обменять супругов на двух россиян, отбывающих тюремный срок за шпионаж на одну из дружественных Германии разведслужб. Соответствующие переговоры между Берлином и Москвой, первые со времен "холодной войны", велись, в том числе на уровне руководства двух стран.
По данным СМИ, одним из кандидатов на обмен был экс-полковник ФСБ России Валерий Михайлов, приговоренный к 18 годам лишения свободы за передачу секретных документов США. Однако попытка обмена, который предполагалось провести в сентябре 2012 года, провалилась.
Как сообщил РИА Новости второй адвокат Андреаса Аншлага Йоханнес Хофманн, надежда на обмен не покидала его подзащитного в течение всего процесса. "Он рассчитывает на справедливость после того, как он рисковал головой и впоследствии ничего не сказал в течение всех заседаний суда. Он молчал за свою страну и таким образом потерял существенные возможности для защиты в суде. Он это сделал потому, что хотел показать, что держится за свою страну. И, естественно, он ожидает, что и страна будет за него держаться", — подчеркнул Хофманн.