В минувшие выходные в Вене завершилась российско-австрийская конференция богословов, философов, социологов, политологов и журналистов, посвященная христианскому взгляду на вызовы современного мира и отношения между Россией и Европой. Главными выступающими на конференции, озаглавленной "Различные традиции; различные переходные периоды; различные образы модернизаций" и организованной центром "Диалог Европа-Россия", стали известные богословы архиепископ Венский кардинал Кристоф Шёнборн, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев) и знаменитый социолог, профессор Бостонского университета Питер Бергер. По окончании конференции кардинал Шёнборн дал краткое интервью корреспонденту РИА Новости в Вене Андрею Золотову.
— Ваше Высокопреосвященство, почему вы приняли участие в этой конференции? Чем вызван ваш интерес к России, к Русской православной церкви?
— Австрия всегда находилась в положении своего рода посредника между Востоком и Западом. А меня всегда интересовало богословие христианского Востока. Тема моей докторской диссертации — христианские иконы. Она переведена на русский язык, как и моя работа по христологии. Помимо того, что меня всегда интересовала православная церковь и православная традиция, став епископом Вены, я унаследовал от своего предшественника кардинала Кёнига большое внимание к христианскому Востоку. Так что тема этой конференции была лично мне очень близка и интересна.
Было хорошо и правильно посмотреть вместе на те вызовы, перед которыми сегодня оказались Австрия и Россия, и на связь России и Европы. Мы можем внести лишь свой кусочек в эту большую мозаику наших отношений, но каждый кусочек в мозаике необходим. Мы обсудили некоторые базовые вещи, которые имеют важнейшее значение для Русской православной церкви, для других церквей в Европе, прежде всего католической церкви. И мы обнаружили, что перед нами сходные и довольно масштабные вызовы.
— Вы верите в то, что существуют разные образы модернизации и самого "модерна"?
— Безусловно! Мы живем в таких разных мирах. Когда я иду служить в церкви, я оказываюсь совсем в другом мире, чем когда я сижу перед компьютером. Большинство людей, живущих сегодня в Европе, вынуждено жить в разных мирах. Главный вызов для христиан заключается в том, смогут ли они стать, по выражению Христа, "закваской" для всех этих разных миров, множества миров, в которых мы вынуждены жить.
— В завершение конференции вы сказали, обращаясь к своим гостям из Русской православной церкви: "Добро пожаловать в клуб уменьшающихся господствующих церквей!" Что вы имеете в виду под этим, и каковы, на ваш взгляд, вызовы, связанные с этим "закатом"?
— Фактом является то, что институциональная роль государственных или связанных с государством церквей уменьшается. Можно сожалеть об этом, но это факт. На мой взгляд, это, конечно, потеря. Мы теряем очень важную составляющую наших корней, теряем важную роль в обществе. Да, это так. Но в этом процессе можно видеть не только негативные моменты. С другой стороны, мы приобретаем что-то. Церковь становится более вдохновляющей, чем управляющей. Это, в общем, то, чего от нас хотел Христос…
— Это как раз те изменения в церкви, которые пытается в католической церкви осуществить Папа Франциск?
— Да, Вы правы, это как раз то, что он хочет развить: как быть свидетелем Евангелия в секулярном обществе?
— Я слышал по радио, как вы сказали в одном из выступлений: "Папа Франциск – это такая радость!" В чем радость?
— Радость – в его простоте, в его близости к Евангелию и в свежем взгляде, который мы получаем с точки зрения другого континента на всю Церковь. Это как раз то, что нам надо.