Полномочия председательствующей в Совете ЕС страны 1 июля перешли к Литве. О том, какие цели ставит перед собой в рамках этой полугодовой миссии балтийская республика, а также о двухсторонних отношениях с Россией рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости в Литве Ирине Павловой министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс.
— Какие основные задачи должна будет решить Литва в рамках председательства в Совете ЕС?
— Литва, как одна из стран, наиболее успешно преодолевших экономический и финансовый кризис, обеспечив стабильный экономический рост, будет стремиться к такому же эффективному и ориентированному на результаты председательству в ЕС. Мы сосредоточимся на трех основных целях — создании надежной, развивающейся и открытой Европы.
Во время председательства мы будем стремиться к достижению большей финансовой стабильности. Это необходимо для того, чтобы полностью восстановить доверие рынка к экономике ЕС. Будем продолжать углублять и интегрировать единый рынок, что поспособствует экономическому росту и созданию рабочих мест.
Мы также будем прилагать усилия к тому, чтобы Евросоюз стал примером открытости и безопасности в мире. Мы нацелены на более тесную интеграцию внутри ЕС и интеграцию с его восточными партнерами. С этой целью в ноябре 2013 года в Вильнюсе пройдет саммит стран ЕС и Восточного партнерства (ВП).
Мы будем продолжать политику расширения ЕС и стремиться к улучшению контроля над внешними границами, а также лучшей координации внешней энергетической политики ЕС.
— Литва ставит программу "Восточное партнерство" во главу угла своего председательства. Какие новые проекты в рамках программы планирует представить Вильнюс?
— Главная цель председательства Литвы — провести хорошо организованный саммит Восточного партнерства, многообещающий в плане содержания и возможных решений, во время которого будут максимально отражены результаты совместной работы.
В ближайшие полгода мы будем работать над дальнейшим укреплением многостороннего формата ВП, поэтому стремимся к увеличению финансирования конкретных проектов в его рамках, а также развитию новых инициатив в таких областях, как культурное наследие, сотрудничество органов полиции и сельское хозяйство.
Мы стремимся к интенсификации секторального сотрудничества и переходу на более высокий уровень, поэтому инициируем первые встречи ВП на уровне министров юстиции и внутренних дел, а также транспорта, надеясь на их продолжение.
Также мы считаем, что в процесс формирования политики ВП важно подключить представителей как можно более широких общественных групп, что позволило бы жителям стран Восточного партнерства непосредственно почувствовать и понять преимущества европейского выбора. Поэтому наряду с саммитом мы проведем такие мероприятия, как бизнес-форум, конференцию гражданского общества, конференцию местных и региональных властей, инициируем проведение молодежного форума.
— Что именно привносит председательствующая страна в уклад ЕС, ведь свои функции сохраняет и председатель Европейского совета, и верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности, и другие высокие должностные лица ЕС?
— Председательство Литвы в ЕС накладывает на нас огромные обязательства. Суть его заключается в служении общему благу всех стран-членов ЕС и в поиске работоспособного компромисса по любому вопросу. Во время председательства мы будем стремиться исполнять роль справедливого посредника, обеспечить непрерывное принятие решений на уровне ЕС и пригласим участвовать в этом процессе всех партнеров.
— Полгода, на ваш взгляд, достаточный срок, чтобы воплотить запланированное?
— Во время председательства Литва ставит перед собой обоснованные цели: мы не начинаем с нуля, а отталкиваемся от уже достигнутых результатов, как своих и ЕС, так и восточных партнеров.
Кроме того, мы ориентируемся на преемственность работы. Поэтому, даже если некоторые цели не будут достигнуты и максимально осуществлены к 31 декабря, мы будем продолжать работать в том же направлении.
Например, Восточное партнерство не просто является одним из приоритетов предстоящего председательства и основных стратегических направлений внешней политики Литвы, это региональный формат политики европейского соседства, имеющий крепкую институционную основу.
— Россия и ЕС давно ведут переговоры о безвизовом режиме. Есть ли у Литвы намерение развивать эту тему в рамках председательства? Когда можно рассчитывать на облегчение визового режима?
— Прежде всего, я хотел бы провести четкое различие: диалог по безвизовому режиму и переговоры по пересмотренному соглашению между Россией и ЕС об упрощении выдачи виз — это два разных вопроса. К сожалению, в последнее время российские СМИ часто их путают.
Что касается безвизового режима, думаю, что все стороны — и Литва, и Европейский Союз, и Россия — заинтересованы в возможностях, которые такой режим откроет для бизнеса, туризма, человеческих контактов и культурного обмена. С другой стороны, необходимо искать баланс между этими интересами и обеспечением безопасности граждан. Уверен, что вопрос безопасности также является нашей общей целью.
Скорость движения к безвизовому режиму зависит от эффективности развития визового диалога между ЕС и Россией. Обе стороны подтвердили свою приверженность соглашению о совместных шагах, который предусматривает план действий и конкретные реформы для достижения безопасной и эффективно управляемой миграции между ЕС и РФ. В настоящий момент осуществляется реализация плана действий — прошел обмен отчетами о существующей ситуации, миссии экспертов ЕС посещали Россию, соответственно, российская сторона оценивает готовность стран-членов ЕС к безвизовому режиму.
Литва также активно участвует в этих процессах — мы предоставили исчерпывающую информацию по вопросам соглашения о совместных шагах, в конце прошлого года эксперты из России посещали Литву. Они ознакомились с функционированием систем миграции и пограничного контроля нашей страны.
Что касается пересмотренного соглашения между Россией и ЕС об упрощении выдачи виз, оно почти согласовано. Мы надеемся, что последние вопросы будут решены в ближайшее время.
— Вы неоднократно заявляли, что рассчитываете на улучшение отношений с Россией. Какие шаги, на ваш взгляд, для этого должны быть предприняты с той и другой стороны?
— Нам необходимо более интенсивное сотрудничество, чтобы контакты осуществлялись на всех уровнях, и чтобы было как можно меньше перерывов в отношениях между нашими странами. Замкнутый круг нерешенных вопросов можно преодолеть при наличии политической воли с обеих сторон. Литва и Россия должны стремиться работать в тех областях, где виден общий знаменатель, и это сможет повлиять на решение вопросов, по которым у стран разная позиция. Если мы стремимся к прогрессу в наших отношениях, то нельзя говорить только о различиях.
— Договор об ассоциации с Украиной страны ЕС планировали подписать еще в 2011 году, но каждый раз находилась причина, чтобы отложить этот вопрос. Будет ли этот договор подписан в рамках председательства Литвы?
— Подписание соглашения об ассоциации во время саммита Восточного партнерства в Вильнюсе — самое подходящее время, и ЕС готов к этому шагу.
Переговоры с Украиной велись с 2007 года и длились почти пять лет, в декабре 2011 года на саммите ЕС-Украина было объявлено об их завершении. Дальше следовали необходимые юридические процедуры для подписания документа. Напомню, что договор должен быть переведен на все официальные языки ЕС, согласован внутренними процедурами.
Соглашение охватывает целый ряд областей: от тесного политического сотрудничества до экономической интеграции. Кроме того, ЕС впервые заключает договор такого масштаба со страной Восточного партнерства.
Руководство Украины четко заявило о стремлении сблизить страну с ЕС, поэтому мы надеемся, что в ближайшее время прогресс будет достигнут и соглашение об ассоциации, включая часть об углубленной и всесторонней свободной торговле (DCFTA) между ЕС и Украиной, будет подписано именно в Вильнюсе.