Анна Каледина, обозреватель РИА Новости.
Всю неделю в Москве правила жара, которая в последние три дня из разряда вполне терпимой повысила градус до почти невыносимой. Отношение населения к явлению неоднозначное. Люди, которые много времени вынуждены проводить на улице и в транспорте, изнывают и ругают жару. Обладатели автомобилей, офисов и квартир с кондиционерами, и, собственно, в режиме "от кондиционера к кондиционеру" существующие, высокомерно осуждают нытиков. Мол, когда еще должно быть жарко, как не летом. Зато, усугубляют юмористический настрой наиболее острые на язык, когда еще увидишь столько оголившихся коленок, рук, спин.
Речь пойдет о Москве, жару в которой ощущаю каждым сантиметром прилипшей к телу одежды. Да, я из тех, кто на транспорте и по улицам.
С природой не шутят
В четверг они зафиксировали повторение температурного рекорда более чем столетней давности – среднесуточная температура в этот день установилась на 31,4 градусах, а это на 9 градусов выше нормы. Но, подчеркну, это среднесуточная. Если верить городским термометрам, то в четверг накал жары достигал 35 градусов. В пятницу обещали и все 36.
Не очень разбираюсь в специальных терминах, но логика подсказывает, что если что-то отклоняется от нормы (тем более так существенно), то это уже аномалия. Да будет вам, скажут мне, климат давно изменился и в той же Москве больше походит на резкоконтинентальный. Лето у нас жаркое и влажное, зима холодная.
То есть, советуют, привыкайте к тому, что аномалия стала нормой. Не буду спорить с тем, что климатические условия в Москве изменились, и сильно, в чем есть изрядная доля наплевательского отношения к природе в столице (но об этом позже), но это не повод смириться.
Аномалия стала обыденностью, а нормой она быть не может. Потому хотя бы, что для большинства жителей такая норма непереносима в нашем городе, облысевшем без растительности, скованным железом, бетоном и стеклом, забитым автомобильными пробками.
Если условия изменились, то нужно менять и устоявшиеся правила, какие-то на федеральном уровне, какие-то – на региональном. И главное – менять экологическую обстановку в городе.
Спаси себя сам
Когда я вижу советы, которые дают чиновники, по большей части устами главного государственного санитарного врача всея Руси Геннадия Онищенко, то мне кажется, что над нами издеваются. Приходите, рекомендует нам Онищенко, на работу пораньше, а в середине дня устраивайте сиесту. Нам, простите, ее как устраивать? Укладываться вповалку на полу и спать? Или сделать рывок до дома, чтобы потом вернуться? И не дважды в день ощутить прелести общественного транспорта в час пик, а четырежды?
Вот еще набор советов из различных источников – старайтесь поменьше быть на улице (имеется в виду, что до транспорта нужно добираться мелкими перебежками от куста к кусту?), выбирайте наземный транспорт с кондиционером (я даже вижу эту картину, когда толпа на остановке выбирает, к примеру, троллейбус именно с кондиционером, когда и без кондиционера надо долго ждать). Я уже не говорю о том, что много не есть, не пить алкоголь, не курить, носить одежду из натуральных тканей (нет, всех, конечно, так и тянет нацепить что-нибудь длинное, черное и синтетическое!).
Автомобили, автомобили буквально все в Москве убили
А на Маяковской зашла в небольшой скверик (кто знает, за пиццерией). Совсем иной мир. Густая растительность надежно укрывает от солнца, и даже есть ощущение свежести.
И я подумала, нет, осознала, что огромная проблема Москвы в том, что на улицах вдоль дорог, на основных магистралях у нас полностью уничтожена растительность. Деревья пали жертвой автомобильного бума. Ведь нужно строить дороги и развязки, чтобы машины ездили, нужно убрать зелень с тротуаров, чтобы машины парковались. Вот теперь и получили то, что получили.
А неблагодарные машины только загрязняют атмосферу. И поглощать эту грязь отсутствующие легкие центра столицы не могут.
Кстати, интересно мнение специалистов, насколько это могло повлиять и на процесс изменения климата. Не только загрязнение от машин, но и вырубка зелени.
И спрашивается, почему бы столичным властям, принимая как данность изменения климата, не начать суетиться? Сложно сказать, насколько реалистично восстановить растительность на центральных улицах, поскольку все уже закатали в асфальт. Но думать надо, как это сделать.
В качестве компромиссной меры, скажем, установить навесы на зданиях для создания тени. Я уже не говорю об отражающих солнце экранах. Технологии давно не стоят на месте, но мы упорно этого не хотим замечать.
Системная проблема требует системных решений
Только постфактум власти города признали, что в столице была чрезвычайная экологическая ситуация. А как не признать, когда в городе несколько недель висел плотный смог при штиле, а разовые концентрации загрязняющих веществ превышали допустимые величины в 2-16 раз (в зависимости от вещества). Смертность в Москве выросла в два раза.
Но при этом бывший мэр столицы Юрий Лужков 2 августа в самый разгар событий отбыл в отпуск. Случайно или нет, но Лужков был уволен со своего поста в связи с утратой доверия именно в 2010 году. Только ближе к концу катастрофы органы соцзащиты открыли комнаты с кондиционерами, чтобы там могли хотя бы днем укрыться пожилые люди, которые больше всех страдали от жары и смога.
Все можно было решить иначе. К примеру, объявив чрезвычайную ситуацию, которой она по сути и являлась. Чрезвычайная ситуация дает населению больше прав требовать защиты. Но город жил в обычном режиме. Только все тот же Онищенко посоветовал взять отгулы и уехать из Москвы. То есть опять – помоги себе сам.
Поэтому снова ожидать, объявят ли власти чрезвычайную ситуацию или нет, уже не хочется. Проблемы аномалий, ставших обыденным явлением, должны, на мой взгляд, решаться системно.
Во-вторых, пускать дополнительные составы в метро и на пригородном сообщении в часы пик, чтобы люди не давились в духоте, теряя сознание. В-третьих, решать проблему голого асфальта и отсутствия тени. Как? Перечисляла выше. Да и есть в столице специально созданные структуры, которые призваны думать над этими проблемами и решать их.
Это только то, что приходит навскидку на ум. Слово за законодательными и исполнительными органами. К тому же, осенью Москву ждут выборы мэра, и понятно, что вряд ли нынешний врио сумеет избежать серьезных вопросов, если бедствие 2010 года повторится.
До сих пор Сергей Собянин не высказался по поводу накрывшей город "волны тепла". Очень ждем. Но – выступления по делу: что собираются предпринять московские власти в этой ситуации. Ради бога, не надо больше советов из серии не сидеть под кондиционером и поменьше бывать на открытом солнце. Знаем, знаем. И черное не надеваем, головные уборы носим, алкоголь не употребляем… Но все равно невыносимо жарко.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции