Москва, 28 июн — РИА Новости, Анна Юдина. Летняя боевая подготовка на флоте — дело не только ответственное и трудное, но и очень зрелищное. Как моряки-балтийцы учатся побеждать потенциального врага на морских просторах и на берегу, удалось понаблюдать корреспонденту РИА Новости Анне Юдиной, которая в рамках акции "Первый на флоте!" провела почти весь день на борту флагмана Балтийского флота эскадренного миноносца "Настойчивый", а затем понаблюдала, как морские пехотинцы разыгрывают на берегу моря целое сражение.
Балтийск
Серая вода Балтики еле слышно чавкает у причалов. Большой серый корабль, готовый к отплытию, не помещается ни в один объектив — уж больно длинный — и как будто специально натягивает светлые швартовые тросы, просясь в море.
Калининградская область в это время года утопает в зелени, и главная база Балтийского флота не является исключением. Традиционный торпедный катер на постаменте перед главной площадью, ставший одним из символов мужества моряков во время Великой Отечественной войны, разветвленная сеть пирсов, у которых отдыхают корабли и суда, дежурные матросы почти на каждой дорожной развилке — крупная войсковая часть все-таки.
Ни с чем не спутаешь тот миг, когда корабль, дрогнув, начинает отходить от причала. Убран трап с именем корабля — "Настойчивый", и ничто больше не связывает эсминец с землей. Матросы в ярко-оранжевых касках и спасательных жилетах, поднатужившись, дружно затаскивают на бак ("нос" корабля — ред.) и корму освободившиеся швартовые. Спереди и сзади к кораблю пристраиваются буксиры. Их задача — безопасно провести огромный по сравнению с ними эсминец через все узкие и опасные места Калининградского морского канала, начищающегося от входных молов Балтийска. Слева и справа проплывают длинные и широкие насыпи — те самые молы; иногда виднеются основы старых кораблей, давно умерших и полуразобранных. Эсминец тихонько продвигается мимо знаменитого Балтийского маяка, огонь которого видели еще солдаты армии Наполеона, покидающие немецкую крепость Пиллау 6 января 1813 года. Маяк этот и сегодня служит главным ориентиром для военных кораблей, возвращающихся из дальних морских странствий в родную базу.
Море, корабли и самолеты
Наконец буксиры отпускают эсминец. Какое-то время еще бегут рядом с ним, словно красуясь перед вспышками камер, а потом подпрыгивая на волнах, как кони, разворачиваются обратно. Двигатели поддают ход, и из трубы, расположенной между ветвистыми мачтами, начинает валить дым. Вслед за "Настойчивым" в кильватере идет небольшой тральщик "Сергей Колбасьев", держась на почтительном удалении и не давая себя рассмотреть.
На корме откуда-то тянет сытным запахом из камбуза — корабельной кухни. Характерно пахнет металлом и мазутом. Вообще, на военном корабле довольно мало места, и подчинено оно тем задачам, которые выполняет эсминец. На нижней палубе даже проложены своеобразные рельсы, чтобы подвозить тяжелый боезапас к огромным орудиям. Верхних палуб и вовсе почти нет — только антенны связи, орудия, две большие мачты. На первый взгляд — лишь хаотическое переплетение металла. Иллюминаторов мало, раздаются короткие частые звонки и по громкой связи звучит "Тревога!" Матросы кидаются по своим постам, и через мгновение палубы пустеют, лишь дежурный офицер по-прежнему терпеливо расхаживает туда-сюда, приглядывая за неугомонной прессой.
Внезапно по правому борту показывается маленькое судно, похожее на рыболовецкое. Оно бесплодно болтается на волнах, и громкая связь извещает слушателей, что по легенде первого эпизода учений гражданский экипаж захвачен пиратами и сейчас к нему на помощь придет отряд специального назначения. Тот не заставляет себя долго ждать: из-за борта "Колбасьева" выныривают два быстроходных катера, которые высоко подпрыгивая на волнах, стремглав несутся к судну. Пролетая мимо высокого борта "Настойчивого", спецназовцы устраивают показательную стрельбу. Сухо и звонко стучат дробные автоматные очереди. К этому шуму добавляется стрекотание лопастей вертолета Ка-27ПЛ, который уже откуда ни возьмись зависает над плененным суденышком. Спустя минуту отчаянного штурма военные моряки возвращают свободу пленникам.
Операцию траления якорной мины "Сергеем Колбасьевым" разглядеть не удается, зато следующий эпизод более чем эффектен: малый противолодочный корабль "Калмыкия", также сопровождающий эсминец, разворачивается боком, и из его установок вырываются два снопа оранжевого пламени. Только потом, спустя секунду, добирается тяжелый ухающий звук. Почти моментально над водой, недалеко от "Калмыкии", показывается черная рубка — это "вражеская" дизельная лодка, не выдержав такой атаки, всплывает и сдается на милость русским морякам.
Когда в свою очередь дает залп корабельная автоматическая пушка "Настойчивого" калибром 130 миллиметров, корабль на секунду вздрагивает, и от этого мощного звука и движения кажется, будто лопнут барабанные перепонки.
Тем временем матросы в противогазах выкапывают на корму две бочки и по команде открывают их и скидывают за борт. За кормой валит густой белый дым, и, как оказывается, не случайно — в небе уже оглушительно гудят два фронтовых бомбардировщика Су-24, которые, изображая "врагов", выпускают над кораблем снопы фейерверочных огней. Эсминец в это время отрабатывает борьбу с воздушные противником и делает залп из установки АК-630. Снова вырывается оранжевое пламя, и только потом накрывает оглушительная волна звука, разносящаяся надо волнами. "Хорошо хоть стрельбу крылатыми ракетами "Москит" экипаж выполняет условно — иначе совсем бы, наверное, оглушили", — делятся впечатлениями зрители-корреспонденты.
Между тем ракетные катера "Димитровград" и "Р-2", изображавшие ударную группу противника и выпустившие облако белого дыма, подлетают по волнам по левому борту эсминца и отдают своему флагману честь, делая залп из артустановок. Морская фаза учений подходит к концу, эсминец возвращается домой, в базу.
Полигон, "Гвоздики" и БТР
На полигоне Хмелевка под Балтийском сухо и дробно щелкают автоматные очереди, изредка тяжело ухают залпы танков, вдалеке поддерживающих бой своим огнем. В десяти метрах от линии шуршащего прибоя идут цепочкой бронетранспортеры, которые отчаянно палят по прыгающим на волнах мишеням. Настал черед морпехов-балтийцев демонстрировать свои умения, и они разыгрывают эпизод нападения противника с моря. Журналистам предлагают поучаствовать в защите родных рубежей и приглашают на огневые точки, предварительно выдав по рожку с патронами от автомата Калашникова или целую коробку для пулемета.
Непокорные мишени на светлом песчаном берегу упорно не хотят валиться, звук от автоматов и пулеметных очередей, особенно в соседних окопах, начисто оглушает, но редкие попадания все же случаются и приносят тем большую радость. Наши молодые наставники, сами в недавнем прошлом "зеленые" призывники, теперь незаметно улыбаются, пряча смеющиеся глаза под касками.
Невдалеке ждут освободившиеся бронетранспортеры и самоходные гаубицы 2С1 "Гвоздика". Нам предлагают пробовать и такой способ почувствовать себя ближе к армии, и "уклонистов" не находится.
Особого сценария у таких "гражданских" учений уже нет, поэтому журналисты просто по очереди садятся за руль бронетранспортера или за рычаги гаубицы и раскатывают по полигону, пытаясь держать себя в рамках уже проделанной колеи.
К слову, управлять "Гвоздикой" оказывается не так уж и сложно — сцепление, газ и тормоз — традиционное трио педалей, а вот руля нет — есть лишь два рычага, за которые надо не то чтобы дергать, но довольно сноровисто двигать их, чтобы гаубица бодро бежала по кочкам вперед, влево или вправо, урча и рыча двигателем. Никакого смотрового окошка в гаубице нет — ты просто высовываешь голову из люка и смотришь, куда ехать. Правда, имеешь при этом риск крепко стукнуться о железный край люка зубами или подбородком. Мой загорелый до черноты наставник сидел рядом на крыше гаубицы и изредка наставлял, что нужно делать и куда повернуть. Оценив мою езду на "крепкую четверку для первого раза" водитель гаубицы, кажется, остался очень доволен своими учительскими талантами.
И напоследок…
День, проведенный на берегах Балтики, пролетает незаметно, и полыхающее солнце начинает валиться за горизонт. На зеленых полях змеится туманная дымка.
— Трудно служить? Как здесь обстановка?— спрашиваю у сопровождающего нас лейтенанта по имени Дмитрий. Тот задумывается всего на мгновение, потом застенчиво улыбается и отрицательно качает головой:
— Нет, не труднее обычного. У нас тут хорошо, спокойно. И отношения нормальные. На Балтийском флоте служить можно.