В пятницу в Москве, а затем в Петербурге и Киеве выступит Blood Axis – одна из главных пост-индастриал групп 1990-х. Лет десять-пятнадцать назад их концерт в России мог бы спровоцировать революцию – теперь же Майкл Мойнихэн и его команда посещает россиян с мирным визитом, впрочем, от этого не менее интересным.
Российско-украинские концерты Blood Axis – это заключительная часть европейского тура группы, который начался недавно в Дрездене, и продолжился в Осло, Барселоне, Риме, Милане и Афинах. Во многом включение Москвы, Петербурга и Киева в гастрольную географию Мойнихэна символично: известный своим евроцентризмом и традиционализмом лидер Blood Axis тем самым как бы приобщает бывшие советские столицы к последним бастионам старой культуры, признает их если не политическое, то, по крайней мере, мистическое право на участие в европейском содружестве.
Кто такой этот Майкл Мойнихэн и почему концертный тур его группы у нас важен не только для субкультур? В Википедии он числится журналистом с припиской: издатель и музыкант. Все верно, Мойнихен пишет музыку, издает книги и публикуется в периодике. Можно решить, что он журналист, музицирующий в свободное время – но это оставило бы нас на уровне Википедии.
Точнее сказать, что Мойнихен – человек, у которого есть совершенно определенный набор взглядов, которые он, в соответствии с канонами индустриальной культуры, транслирует всеми возможными способами. И если его журналистская работа со временем забудется, то музыка Blood Axis, очевидно, уже вошла в историю.
Собственно нынешний тур Blood Axis можно считать почти музейным событием, адской "Дискотекой девяностых", взывающей к нашей ностальгии и крепким пристрастиям к музыкальным вкусам прошлого. Мойнихен, впервые концертирующий в России, как и все великие индастриал, пост-индастриал, неофолк и др. команды, от Laibach до Current 93, уже отметившиеся у нас – безусловно, явление прошлого века. И лучшие времена Blood Axis остались там же, вместе с пост-советскими иллюзиями и Виктором Пелевиным.
Разница с настоящей "Дискотекой девяностых", впрочем, существенна: музыка Blood Axis обращается не к нашим воспоминаниям о выпускном вечере или вечерних танцах в пионерлагере, а к более глубокой памяти о той мутной и клокочущей бездне, из которой на стыке эпох выходили революционеры, олигархи, чекисты, проповедники и бандиты.
Лучшие композиции Blood Axis созданы из этой же темной подвижной материи, которая сейчас уже или застыла, или ушла глубоко под землю – и сочетают в себе воинственный патриотизм и гордость собственной силой и отчаянное желание, чтобы все вокруг летело к бесам.
Этим печально-милитаристским духом проникнуты самые удачные альбомы Blood Axis: The Gospel of Inhumanity и Blót: Sacrifice in Sweden, на которых можно расслышать внезапно по-новому зазвучавших Прокофьева и Баха, полные языческого пафоса стихи Киплинга, голоса Муссолини и Чарльза Мэнсона.
Мойнихен умело пользуется цитатами и составляет из них величественные музыкальные полотна, которые можно читать и как документальный текст о закате европейской культуры.
Мойнихена часто обвиняют в правой ориентации. Самые умные из его оппонентов не пытались поймать лидера Blood Axis на фашизме. Они заявляют, что взгляды Мойнихена при достаточном распространении могут подготовить почву для расизма, фундаментализма, мизантропии и т. п. Действительно, Мойнихен часто пишет о весьма радикальных вещах, истинное отношение автора к которым, может быть, трудно определить, поддавшись на журналистскую провокацию. Тем не менее, круг этих вещей показателен: книга об оккультизме в "тяжелой" музыке; "Антихристианин" Ницше, новое издание которого Мойнихен подготовил и выпустил еще подростком; статьи во второй книге знаменитой дилогии "Культура апокалипсиса", сборнике документальных свидетельств о самых странных и болезненных явлениях современного мира: от попыток клонировать Христа до детского каннибализма. Рассуждения Мойнихена, впрочем, не так радикальны, как можно представить. Его главное убеждение в том, что в прошлом взгляды человека на мир были более значительны – и с этим трудно поспорить.
Музыка Blood Axis, особенно ранняя, составленная из осколков большой европейской культуры, как бы говорит, что экстремизм и воинственность живут в нашей коллективной памяти против нашей воли, наравне с толерантностью и либерализмом. Подавить или запретить любую ее часть – значит распрощаться со всей культурой как целым.
Возможно, именно этого и хотел бы Мойнихен: разрушить европейскую культуру, удалив из нее конформистские элементы, и на этой почве вырастить нечто новое, могучее и прекрасное. В сущности, об этом же говорят многие древние мифы, к которым постепенно пришли и Blood Axis. Сам Мойнихен в 2010-е занимается переводами старых поэтов и публикацией книг о дохристианских культах германцев, а его группа теперь играет неофолк.
Музыка Blood Axis сегодня уже не про напряженное ожидание апокалипсиса, как было двадцать лет назад. Это укрощенная, эстетизированная стихия, народные песни, которые не призывают к бою, а рассказывают о величии прошлого. По-видимому, сейчас это единственная форма, в которой можно всерьез говорить о том, что когда-то взгляды человека на мир были более значительны. И, возможно, благодаря этим песням, они немного исправятся.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции