Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
С очень большой вероятностью эти нормы будут приняты Госдумой на следующей неделе во втором и третьем чтениях пакета поправок в Кодекс об административных правонарушениях и с сентября этого года станут законом.
Здравый смысл и цивилизованный европейский подход (в большинстве стран ЕС такие нормы есть) вроде бы возобладали. Но если не полениться и самостоятельно перевести разрешенные законопроектом промилле в граммы спиртного, то здравый смысл в этом спирте растворится без остатка.
Сколько новая норма позволяет выпить за рулем
Допустимая норма в 0,35 промилле означает, что в одном литре крови водителя может быть 0,35 г чистого этилового спирта. Это даже больше, чем дозволялось в 2007-2010 гг., когда допустимая норма по правилам дорожного движения составляла 0,3 промилле.
Например, "профессиональный калькулятор" на сайте сообщества судмедэкспертов показывает, что если гражданин весом 60 кг выпьет после плотного обеда поллитра пива крепостью 4 градуса или 50 граммов вина крепостью 10 градусов, то в крови у него будет 0,3 промилле, а в выдыхаемом воздухе 0,14 промилле алкоголя. Он с запасом укладывается в допустимую норму (0,35 и 0,15 промилле, соответственно).
Если же за рулем не субтильная барышня и не хрупкого сложения водитель, то и выпить будет дозволено больше бутылки пива, тут уже порцией водки или виски попахивает. Например, стокилограммовый гражданин ростом 190 см, приняв порцию двойного виски (56 г), казалось бы, смело сможет садиться за руль. В крови у него будет всего 0,28, а в выдохе 0,13 промилле.
Арифметика против калькулятора
Онлайн-калькуляторы – штука удобная. Думать не надо: вбивай цифры, нажимай на кнопку, он сам за тебя посчитает. Только думать все равно придется.
Давайте возьмем карандаш и бумажку и сами подсчитаем, что такое пол-литра пива. Пусть крепость пива равна 4%, хотя чаще оно бывает крепче. Крепость водки 40%, то есть в 10 раз выше. Иными словами, поллитра пива, если считать по спирту, это все равно что 50 г водки.
Чистого спирта (его меряет алкотестер) в 50 г водки – 20 г (40% от 50 г). Крови в среднестатистическом гражданине примерно 5 литров (5 кг). Разделив первое число на второе, мы получим 0,004, или 4 промилле (в дословном переводе "промилле" – это часть на тысячу), то есть в 10 с лишним раз выше допустимой нормы.
Что получается? По калькуляторам бутылочку пива выпить за рулем можно. По арифметике – нельзя.
В итоге на протяжении всего процесса переваривания бутылки пива максимальная концентрация спирта в крови не превысит норму. Тут калькуляторы не врут, потому что они эту постепенность учитывают.
Промилле в крови – вопрос не биохимический
Эксперты-биохимики всегда говорили, что нулевая норма – нонсенс, потому что этиловый спирт (алкоголь в чистом виде) всегда присутствует в организме человека. И это правда, он выделяется при сбраживании бактериями углеводов (хлеба, овощей, фруктов) в толстом кишечнике.
Любой из нас, кто заботится о своем здоровье с помощью бифидокефира или йогурта, старается есть больше овощей и фруктов, усиливает процесс образования спирта в своем организме.
Эксперты-политологи всегда говорили, что у нас в стране промилле в крови водителей – вопрос вовсе не биохимический, а чисто политический. И это тоже правда.
А теперь давайте на минуту отвлечемся от биохимии, политики, прецизионности отечественного алкотестеростроения и прочей словесной шелухи, которой много скопилось вокруг, в общем-то, простой проблемы – пить или не пить за рулем. Так много, что она эту проблему под собой, похоже, совсем похоронила.
Оставим только один голый факт: если законопроект примут с указанной допустимой нормой, то можно будет выпить пятьдесят граммов водки, со спокойной совестью сесть за руль и поехать.
Причем это будет разрешенной нормой для субтильного ботаника в очках весом до 60 кг или дамочки той же весовой категории. А нормальному пацану пудов эдак на восемь и стакан вискаря будет дозволен. По закону.
Таким образом, вопрос о разрешенных промилле выходит далеко за рамки аномально высокого уровня эндогенного алкоголя в организме некоторых наших сограждан, технических характеристик алкотестеров и индивидуальной реакции разных людей на одну и ту же дозу спиртного.
Вопрос заключается в том, как мы сами воспримем законодательное разрешение немного выпить за рулем. По-европейски: чуть-чуть можно, раз уж так вышло, но лучше не надо пить вообще? Или по-нашему: раз уж мне закон пить за рулем дозволяет, то какие ко мне вопросы, наливай!
К сожалению, слишком многое говорит за то, что европейская норма будет воспринята "по-нашему". Опасность этой ситуации, похоже, уже почувствовала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Чисто по-женски, наверное.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции