Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.
Предлагаемая формулировка
Согласно поправке, уголовный кодекс предполагается снабдить статьей 354-1 "Реабилитация нацизма" со следующей формулировкой диспозиции:
"Отрицание вынесенного Международным военным трибуналом приговора, а равно отрицание деятельности армий стран антигитлеровской коалиции по поддержанию международного мира и безопасности во время Второй мировой войны, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности армий стран антигитлеровской коалиции во время Второй мировой войны, соединенных с обвинением в совершении преступлений, в том числе с искусственным созданием доказательств обвинения".
В качестве санкции законопроект предусматривает лишение свободы до трех лет или штраф до 300 тыс рублей. Если совершенно с использованием СМИ или служебного положения – до пяти лет лишения свободы или от 100 до 500 тыс рублей штрафа плюс лишение права занимать определенные должности на срок одного до трех лет.
Были еще варианты
На первый взгляд, формулировка представляется слишком размытой. И это притом, что перед нами уже не первая редакция этой статьи. Предыдущий заход был в 2009 году, и тогда диспозиция звучала еще более вычурно:
Тогда правительство РФ утопило этот законопроект своим отзывом за подписью Сергея Собянина, который тогда занимал должность главы аппарата и вице-премьера. В заключении говорится о том, что "не ясно, на какой круг действий оно [объявление] распространяется, о каком периоде идет речь и что понимается под термином "объявление". Также было замечено, что "не ясно, каким образом можно исказить приговор, вынесенный Нюрнбергским трибуналом и вступивший в законную силу".
Вторая версия, попавшая в Думу уже в 2010 году, после правительственных замечаний, выглядела уже так:
"Одобрение или отрицание установленных приговором Нюрнбергского Трибунала преступлений нацизма против мира и безопасности человечества, совершенные публично".
В таком виде он и пролежал в Думе до нынешнего времени. К сегодняшнему дню, как нетрудно заметить, над текстом диспозиции проделана большая работа, в результате чего законопроект имеет высокие шансы быть принятым.
Неотвратимость и целесообразность
Да, документ, мягко говоря, несколько расплывчатый. Но это, как мы знаем, нормально для законопроектов последнего времени. Политические ситуации бывают разные, и не всегда точно выписанный закон помогает. Поэтому вопрос, как всегда, будет находиться исключительно в сфере практики применения. Неотвратимость будет компенсироваться целесообразностью.
Потому что иначе можно зайти далековато. Нарушить данный закон можно множеством способов. Например, можно поставить под сомнение такой инструмент "поддержания мира и международной безопасности", как стратегические бомбардировки Гамбурга, Дрездена, Токио, Хиросимы и Нагасаки, осуществленные странами антигитлеровской коалиции. А то и в полемическом запале назвать сожжение нескольких сотен тысяч гражданских немцев и японцев в "огненном шторме" преступлением. И все, статья 354-1.
Драка на учебниках истории
После Второй мировой история наций стала не только полем боя, но и оружием. Так что попробуйте взглянуть не только на юридическую технику законопроекта, но и на мотивы, которые, надеемся, двигали его авторами. Не умеешь написать себе гладкую и полезную для развития версию истории – придут другие и напишут сами, но уже то, что нужно им.
Скажем, советская историческая наука не осилила корректно описать для населения нетривиальные военно-политические шаги СССР перед войной (а может, просто не придала этому большого значения). И в 1987 году получила в самое слабое место абсолютно пустейшую с фактической точки зрения, но технично исполненную пропагандистскую торпеду: "Ледокол", теорию Виктора Резуна о том, что Германия 22 июня 1941 года, в сущности, оборонялась, упредив сталинское вторжение в Европу буквально на две недели.
Отголоски того катаклизма в мозгах грамотной, но не обремененной излишками исторического образования части населения встречаются и по сию пору, что только подтверждает эффективность примененного "исторического оружия".
Атаки на отечественную историю велись последние без малого 30 лет. Совершенно непонятно, почему это нужно терпеть, если подобное поведение в отношении национальной истории не терпит никто в мире? Применение юридических ограничений – резковатый, но не самый плохой вариант защиты картины мира.
Иначе все действительно закончится тюремными сроками за критический разбор операций Советской Армии или за осуждение стратегических бомбардировок Германии и Японии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции