Москвичам 8 сентября 2013 года предстоит впервые за последние десять лет выбирать мэра столицы прямым голосованием. Врио мэра Сергей Собянин, досрочно покинувший пост столичного градоначальника и идущий на выборы как самовыдвиженец, предложил всем кандидатам в мэры подписать меморандум о честных выборах, что вызвало неоднозначные отзывы. О том, насколько важен такой документ для избирательной кампании и как горожане могут проследить за соблюдением закона в ходе выборов, в интервью корреспонденту РИА Новости Екатерине Еременко рассказал председатель Московской городской Думы Владимир Платонов.
— Владимир Михайлович, в сентябре пройдут выборы мэра Москвы. Как москвичи смогут удостовериться в том, что выборы проходят без нарушений?
— Выборы в Москве организуются как доступная, прозрачная, публичная и в то же время контролируемая система. Для этого в работе избирательных комиссий всех уровней принимают участие представители политических партий. Кроме того, в день голосования на всех избирательных участках будут работать тысячи независимых наблюдателей от партий, а также представителей СМИ. Все это четко прописано в федеральном законе и московском Избирательном кодексе. Дополнительно к этому по инициативе московских властей на всех избирательных участках разворачивается система видеонаблюдения с онлайн-трансляцией в интернете. Мы уже успешно использовали это в 2012 году на выборах президента. Таким образом, система наблюдения за процедурой выборов создана и отработана, и в дальнейшем она будет только совершенствоваться.
— Что могут сделать москвичи, если они обнаружили нарушения в ходе выборов?
Но должен заметить, что иногда граждане замечают нарушения там, где их вовсе нет. Ведь выборы – это всегда максимальное столкновение интересов. И тот, кто набрал меньше голосов, пытается порой списать поражение на "административный ресурс", "фальсификации" и т. д. В последние годы о "массовых фальсификациях" некоторые политики начинают говорить как о случившемся факте еще задолго до дня голосования… Ну, в самом деле, не у всех хватит смелости признать: "Моя программа никуда не годится, моя кандидатура не пользуется поддержкой…". Лучше все списать на якобы нарушающие закон власти и избиркомы. Это политические технологии, ничего не поделаешь…
— Как вы думаете, сентябрьские выборы в столице пройдут спокойно?
— Как будет финансироваться проведение выборов мэра в этом году?
— Насколько мне известно, необходимая сумма составит более 400 миллионов рублей. В бюджете города предусматриваются средства на работу избиркома и непосредственно на выборы. Когда происходит незапланированная избирательная кампания, деньги могут выделить из резервного фонда бюджета.
— Как вы оцениваете инициативу Сергея Собянина о создании меморандума о честных выборах, который подписали бы все кандидаты?
Пять принципов, вошедших в меморандум о честных выборах мэра Москвы >>
— Какие партии смогут принять участие в выборах в Мосгордуму в 2014 году? Как вы относитесь к намерению оппозиционных партий участвовать в этих выборах?
— Участвовать в выборах в Мосгордуму смогут все зарегистрированные партии, никому никаких препятствий чинить просто невозможно. Так что чем больше партий примет в них участие, тем лучше. Правда, у некоторых политиков сегодня отношение к выборам довольно циничное: "Я не смогу победить, поэтому заранее заявлю о нарушениях и неравных условиях и сниму кандидатуру, буду участвовать лишь там, где уверен в победе".
Это несерьезно, ведь участие в выборах – это шанс в ближайшие несколько лет участвовать в политической жизни города. И ни одна уважающая себя партия от этого не откажется. Вообще, политикам следует чаще вспоминать спортсменов, которые прекрасно понимают, что победы не может быть без участия в соревнованиях. Если партия регулярно принимает участие в выборных кампаниях, заявляет о своих принципах и приоритетах, значит, она является серьезной политической силой, а не одноразовым проектом. Результаты выборов показывают: даже проигравшие к следующим выборам улучшают свои результаты, поскольку за счет стабильности своей работы обретают новых сторонников.
— Как вы можете прокомментировать решение партии "Гражданская платформа" не участвовать в выборах мэра Москвы?
— Политиков не надо комментировать, их надо слушать. Я, не как председатель Думы, а как москвич Владимир Платонов уже сказал, как себя обделяет политическая сила, отказываясь участвовать в выборах.
— Как вы оцениваете высказывание лидера "Яблока" Сергея Митрохина, который обещал распустить Мосгордуму, если станет мэром, поскольку, по его словам, решения столичного парламента не соответствуют федеральному законодательству?
— Как юрист я хочу сказать господину Митрохину, что надо уважать действующие законы и хотя бы иногда с ними знакомиться, прежде чем делать громкие заявления. Московский парламент не принимает решений, противоречащих федеральному законодательству. Если же меняется федеральный закон, то мы стараемся в достаточно короткие сроки скорректировать законы Москвы. А до этого времени нормы в московских законах, которые не соответствуют федеральным, просто не используются.
— А что действительно может послужить основанием для роспуска парламента?
— Полномочия Московской городской Думы могут быть прекращены досрочно в случаях ее самороспуска, вступления в силу решения Мосгорсуда о неправомочности состава депутатов, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий. Кроме того, Дума может быть распущена президентом на основаниях, предусмотренных федеральным законодательством, а также мэром Москвы в случае принятия Мосгордумой решения, противоречащего Конституции и федеральным законам, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Мосгордума не устранила их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения. Но смею заверить, что ничего подобного в московском парламенте не происходило и не происходит.
— Число депутатов в МГД из-за присоединения к Москве новых территорий увеличится до 45 человек. Как вы думаете, будет ли в парламенте представлено больше партий? И как скажется увеличение числа депутатов на работе Мосгордумы?
— Сколько в Думе депутатов – 35, 45 или 150 – не имеет особого значения, если работа в парламенте ведется на основании регламента и законов. Что касается количества партий в Думе следующего созыва, то уверен, что фракций будет больше. Регламент определяет деятельность и работу фракций в парламенте, поэтому я не вижу проблем, которые могут возникнуть в Мосгордуме из-за того, что будет избрано большее количество депутатов.
— Может ли Мосгордума реально повлиять на законы, которые принимаются на федеральном уровне? Столичный парламент направляет свои отзывы на законопроекты Госдумы. Часто ли федеральные власти прислушиваются к ним?
— Дело в том, что эти отзывы – не какие-то советы постороннего, а часть законотворческого процесса Российской Федерации. И обязанность Государственной Думы – те проекты законов, которые к ним поступают и относятся к вопросам совместного ведения федерации и субъектов, разослать в регионы, а потом мнения регионов выслушать. Если нет определенного уровня поддержки, вопрос в Госдуме просто не будет рассматриваться. Вопросы совместного ведения определяет 72-я статья Конституции РФ.
— Часто ли поправки Мосгордумы входят в итоговые варианты федеральных законов?
— Самое главное, что предложенные нами изменения звучат на обсуждениях, совещаниях, круглых столах. И многое, что предлагается регионами, в том числе и от Москвы, учитывается.
— С какими федеральными законодательными инициативами выходит сама Мосгордума?
— Через Совет законодателей, в который входят главы всех парламентов субъектов Федерации, мы собираем по различным темам мнения регионов. И уже на их основе мы с коллегами из Госдумы готовим одну законодательную инициативу. Например, сейчас в Госдуме рассматриваются наши поправки в закон о запрещении упоминать национальность, расу, отношение к религии в СМИ, если там сообщается какая-либо информация о преступлениях.
Также мы внесли в Госдуму проект закона о внесении изменений и дополнений в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые возвращают подразделениям МВД право исполнять в регионах законы субъектов Федерации в части пресечения административных правонарушений.
— Недавно группа москвичей обратилась в Мосгордуму с инициативой, которую не удалось зарегистрировать. Ее отклонили по формальным основаниям, но после этого депутаты часть предложений инициативной группы внесли на рассмотрение парламента. Разъясните, пожалуйста, как москвичи могут внести инициативу на рассмотрение МГД?
— Для этого нужно собрать 50 тысяч подписей. Но здесь очень важно правильно оформить сопроводительные документы. В упомянутом вами случае инициативная группа подготовила законодательную инициативу, но ее зарегистрировать мы не смогли. Они составили такой текст, который нарушает требования и федерального, и московского законодательства. Мы отказали им в регистрации, но тут же предложили выход: частично предложения, содержавшиеся в инициативе, правильно оформили и внесли в Мосгордуму депутаты. Мэр тоже внес свои предложения по этому законопроекту. И в результате мы приняли поправки в закон, который регулирует непростые жилищные отношения. Это достойный пример совместной работы граждан, мэра и парламента, которым можно гордиться.
Ведь законодательная инициатива граждан – демократический институт, созданный на случай, когда избиратели ошиблись и избрали депутатов, которые ни к чему не прислушиваются. На самом деле, в абсолютном большинстве случаев нет необходимости собирать никакие подписи: даже если приходит один человек на прием к депутату и обозначает важную проблему, мы с ним и работаем. Таких примеров очень много.