ЛОНДОН, 22 июн — РИА Новости, Мария Табак, Денис Ворошилов. Скачки в британском Аскоте — одни из самых престижных соревнований конного спорта в мире, однако истинная их слава с лошадьми никак не связана: если результаты бегов появляются лишь в спортивных разделах центральных газет, то фотографии дамских шляп и королевской процессии занимают первые полосы.
Атмосферу вокруг этих скачек лучше всего характеризует старая шутка: если на Аскоте не будет ни одной лошади, никто и не заметит, а вот если вдруг закончится шампанское, то все расстроятся. Это истинная правда: подавляющее большинство гостей ездят в Аскот не ради скачек и не ради выигрыша (хотя ставки, пусть и по два фунта, делают практически все), а для того, чтобы хотя бы несколько часов провести внутри романов 19 века: прогуляться в красивом платье или фраке по саду, улыбнуться из-под вуали незнакомому джентльмену или вежливо приподнять цилиндр, увидев хорошенькую даму.
Дело в шляпке
В соответствии с традициями 18 и 19 веков, социальное неравенство на Аскоте пестуется и возводится в принцип, и количество денег тут не при чем. Ты не можешь взять и купить билеты на так называемую Королевскую трибуну: как и в элитном английском клубе, тебе нужна рекомендация кого-то, кто уже как минимум четыре года вхож на трибуну. Только после получения рекомендации представители Ее Величества будут рассматривать вашу кандидатуру, и может быть, выдадут бейдж, дарующий доступ в мир роскоши и элегантности.
Дресс-код на Королевских трибунах самый строгий: мужчинам предписано являться в костюме для утренних приемов (полосатые брюки, жилет и визитка — удлиненный сзади пиджак) с обязательным серым или черным цилиндром. Дамы, начиная с десятилетнего возраста, должны быть одеты в дневное платье (то есть никаких декольте и голых плеч) и шляпу. В этом году организаторы скачек были особенно строги: запретили заменять шляпу украшениями для волос, особо оговорив, что отныне головной убор должен закрывать голову как минимум на радиус в десять сантиметров.
Для двух других трибун ограничения не такие строгие: на Grandstand женщины могут вместо шляпы надевать украшения с перьями и бусинами, а мужчины — заменять костюм для утренних приемов обычным деловым костюмом с галстуком. Этот дресс-код относится и к журналистам. На Silver Ring Enclosure и Heath Enclosure рекомендуются просто нарядная одежда, правда, опять с особой оговоркой: никаких декольте.
Провинившихся и проигнорировавших дресс-код в этом году ждала расплата прямо у ворот ипподрома: им приходилось либо уходить, либо покупать и брать напрокат шляпы, галстуки и прочие необходимые аксессуары.
Несмотря на отличия в дресс-коде, в реальности толпа гостей Аскота достаточно однородна: праздника хотят все, и потому зачастую у дам, не попавших на Королевские трибуны, шляпы были больше, красивей и дороже, чем у счастливиц, удостоившихся этой чести. К Аскоту готовятся, и это видно: ведь к малиновой с черными перьями шляпе совсем непросто подобрать малиновые с черным туфли и малиновую с черным шаль.
Шампанское по утрам
На Аскоте, как и на всех английских светских (и не очень светских) мероприятиях, много пьют, и с утра.
За пять дней скачек здесь выпиваются десятки тысяч бутылок шампанского, не говоря уж о пиве (его разливают прямо в садах ипподрома из переносных бочек) и известном летнем английском коктейле на основе джина пиммс.
В Аскот идет прямой поезд с лондонского вокзала Ватерлоо, и уже в 9-10 утра нарядно одетые лондонцы сидят в вагонах, пьют пиво и шампанское, одновременно пытаясь приладить шляпы и сражаясь с подтяжками и непривычно узкими жилетами. По приезде праздник продолжается: гостей в садах ипподрома поджидают многочисленные кафе и рестораны, в которых можно продолжить возлияния, но уже с закусками. Угощения предлагаются на любой вкус и карман, от рыбы с картошкой-фри до устриц, от бургеров до чинного дневного чаепития с фарфоровыми чашками, щипчиками для сахара, изысканными сандвичами и кексами с джемом.
Выгуливание шляп и набивание желудков под оживленные разговоры и постоянные вспышки фотоаппаратов продолжается несколько часов, до двух часов дня, когда на Аскот приезжает королева. К этому моменту желающие уже сделали ставки на цвет шляпки Елизаветы Второй, и теперь самое время переместиться в сады и на трибуны над самим ипподромом. Королевская процессия проезжает вдоль трибун, после чего Елизавета Вторая и ее близкие занимают места в своей ложе. Через несколько минут начинаются первые скачки, а значит, одним предстоит праздновать свою победу, а другим — заливать пиммсом и шампанским проигрыш.
Эстимейт был верным
В этом году победу праздновала сама королева. Нынешний Аскот вошел в историю: впервые за два с лишним века существования скачек Золотой кубок выиграла лошадь, принадлежащая правящему монарху.
Елизавета Вторая, обожающая лошадей, сама являющаяся прекрасной наездницей и никогда не пропускающая скачки в Аскоте, не скрывала радости, когда принадлежащая ей Эстимейт пришла к финишу первой. Королева с видимым азартом наблюдала за скачками, а под конец их даже привстала в своем кресле. Победу Эстимейт Елизавета Вторая встретила аплодисментами и радостным смехом, а позднее поздравила жокея Райана Мура и ласково погладила лошадь. Внучки Елизаветы, принцессы Беатрис и Эжени, и вовсе прыгали от восторга.
"Королева призналась, что очень-очень рада победе", — рассказал журналистам после беседы с Елизаветой Второй тренер, сэр Майкл Стаут.
"Такая большая победа на Королевском Аскоте значит для нее очень много. Все в восторге, королева очень тронута, так что сегодня совершенно особый день", — сказал, в свою очередь, внук королевы Питер Филлипс.
С победой королеву поздравил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон.
Домой
В каждый из пяти дней Королевского Аскота происходит шесть забегов, в том числе с участием жокеев-инвалидов. После третьих скачек интерес у публики к самим бегам в значительной степени теряется: гости возвращаются к прежним занятиям, а часов с пяти толпа начинает редеть. Неверным шагом одни нарядно одетые люди идут к своим машинам, а другие — на железнодорожную станцию. Некоторые возвращаются на следующий день: в новых нарядах, новых шляпах и с новыми силами. А другие ждут следующего года — когда Аскот снова распахнет свои ворота и даст возможность опять окунуться во времена, когда люди были элегантней, темпы жизни — медленней, еда — вкусней, а красивая жизнь была повседневностью.