МОСКВА, 21 июн — Прайм. Минувшая неделя оказалась чрезвычайно насыщенной для всех отраслей транспорта РФ. Богат интересными экономическими новостями был юбилейный авиасалон во французском Ле Бурже, который, можно сказать, плавно перетек в Петербургский международный экономический форум.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Знаковых событий случилось немало. Так, в автопроме несомненно новостью номер один стало возвращение программы льготного автокредитования. В авиапроме у всех на устах история с замглавы ОАО "Аэрофлот", ставшим фигурантом дела о злоупотреблении полномочиями. В сфере железнодорожного транспорта свершилось то, чего так долго ждали — железные дороги стран ТС подписали соглашение о создании Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК). В судостроении обнадеживающе прозвучала новость о возможности ОСК выкупить у своего партнера STX Finland 50%-ную долю в их СП.
Comeback льготных автокредитов
Минпромторг в свете неблагоприятной ситуации на автомобильном рынке страны, связанной со стабильным падением продаж, решил прислушаться к напутствиям президента, а также советам экспертов и участников рынка, и открыть программе льготного автокредитования второе дыхание. Поскольку, как сообщил глава ведомства Денис Мантуров, Минпромторг уже представил все необходимые предложения в правительство, грандиозный comeback может стартовать в июле нынешнего года, а до конца года в рамках "новой-старой" программы предполагается реализовать порядка 200-250 тысяч автомобилей.
Продлится программа около полутора лет — до конца 2014 года. Всего за эти 18 месяцев суммарный объем автомобилей, реализованных по программе, может составить до 12% продаж — более 400 тысяч штук (около 208 миллиардов рублей в стоимостном выражении). В основном параметры программы останутся теми же, что и у программы, действовавшей в 2009-2011 годах: скидка по процентной ставке кредита на авто составит две трети от ставки рефинансирования ЦБ РФ (сейчас она равна 8,25%), срок действия кредитного договора — до 36 месяцев.
Однако министерство предлагает увеличить максимальную цену автомобилей, подпадающих под программу, с учетом инфляции и обновления модельного ряда с 600 тысяч рублей (было ранее) до 700 тысяч рублей. На все про все ведомство просит у федерального бюджета выделить до 12,7 миллиарда рублей в виде возмещения выпадающих доходов по льготным кредитам, выданным в 2013-2014 годах. При этом сумма дополнительных поступлений в бюджет до 2014 года включительно, по подсчетам Минпромторга, превысит 21 миллиард рублей.
Родственные махинации в Аэрофлоте
Первого замгендиректора по производству "Аэрофлота" Андрея Калмыкова следствие заподозрило в злоупотреблении полномочиями. По мнению СК, топ-менеджер, занявший свое кресло только в феврале 2012 года, в целях извлечения выгод для компаний ООО "Санрайз тур групп" и ООО "Санрайз тур", аффилированных с его близкими родственниками, предоставил явные преимущества этим организациям, чем нанес существенный вред правам и законным интересам авиапредприятия и государства как основного акционера общества в виде материального ущерба в особо крупном размере. Стоит отметить, что в группе компаний Sunrise tour Калмыков почти 10 лет занимал различные посты, в том числе председателя совета директоров.
Несмотря на то что руководство перевозчика решило отстранить Калмыкова от исполнения его обязанностей на время следствия в рамках уголовного дела, в компании уточнили, что будут принимать окончательное решение в его отношении только по окончании расследования.
Миллиарды для ОТЛК
Железные дороги России, Белоруссии и Казахстана на ПМЭФ-2013 подписали долгожданные документы о создании ОТЛК, инвестиции которой к 2020 году составят около 6,2 миллиарда долларов. Согласно бизнес-плану, общий грузооборот объединенной компании к 2020 году достигнет 4,2 миллиона тонн, дополнительный доход национальных железнодорожных компаний от использования инфраструктуры — около 1,6 миллиарда долларов, кумулятивный вклад в ВВП стран ЕЭП — 11,3 миллиарда долларов (для России — почти 5 миллиардов долларов, для Казахстана — 5,3 миллиарда долларов, для Белоруссии — около 1 миллиарда долларов).
ОТЛК будет инвестировать в подвижной состав, контейнеры, терминалы и IT-инфраструктуру. Капвложения будут осуществляться за счет собственных и заемных средств логистической компании без привлечения дополнительных средств учредителей.
ОСК хочет долю
ОСК может приобрести у своего партнера STX Finland (дочерняя компания южнокорейской STX) 50%-ную долю в СП Arctech Helsinki Shipyard, сообщил Мантуров. Он рассказал, что STX намерено выйти из активов Западной Европы, а, поскольку у ОСК есть опцион на покупку, скорее всего, он будет реализован.
Мантуров добавил также, что такая покупка будет "недорогой" — даже не десятки миллионов долларов, а всего лишь миллионы. То есть ОСК может купить половину актива примерно за ту же цену, за которую были приобретены первые 50% верфи. По словам министра, сейчас вопрос находится в стадии обсуждения. Интересен тот факт, что еще не так давно — в мае текущего года — вице-президент STX Finland Ээро Мякинен сообщал, что концерн не планирует продажу своей доли ОСК.