МОСКВА, 20 июн — Прайм. Правительство и ЦБ готовы признать общую ответственность за замедление экономического роста в РФ, но исправлять ситуацию придется, главным образом, Банку России. По мнению участников пленарной дискуссии Петербургского международного экономического форума, возможности восстановительного роста в России исчерпаны, стимулирование спроса опасно с точки зрения инфляции, "валютные войны" не решают долгосрочных проблем, а инвестиционный климат, конечно, нуждается в улучшении, но решающей роли он не играет.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Великолепная четверка
Глава Сбербанка России Герман Греф, который выступил модератором пленарной сессии, обратил внимание, что к дискуссии об ответственности за экономический рост приглашены четыре министра экономического развития: действующий — Андрей Белоусов, два бывших — сам Греф и Эльвира Набиуллина, которая 24 июня возглавит ЦБ, а также будущий министр — первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. Греф сослался на публикации в СМИ, которые сообщали о готовящемся назначении последнего на пост главы МЭР.
"Вам никогда больше не доведется поучаствовать в такой дискуссии: два бывших министра экономики, один действующий и, если верить газетам, один будущий", — сказал Греф.
Улюкаев оставил без внимания замечание Грефа о своем возможном назначении в министерство. Он напомнил, что главным приоритетом Центрального банка является обеспечение надежности национальной платежной системы, однако признал, что ЦБ мог бы пойти на небольшое количественное смягчение.
Объективные причины
Спад экономики, по мнению Улюкаева, происходит по двум причинам: во-первых, из-за стагнации мирового спроса, а во-вторых — из-за того, что возможности восстановительного роста в РФ исчерпаны. Выход из тупика первый зампред ЦБ видит только один — через стимулирование инвестиций.
"Опросы предприятий, которые мы делаем, показывают, что главным ограничителем (роста) является спрос", — возразил глава Минэкономразвития. Возможности восстановительного роста, по словам Белоусова, далеко не исчерпаны: загрузка мощностей и уровень занятости в РФ находятся ниже докризисного уровня.
Вину за происходящее в экономике, по мнению Белоусова, следует разделить между Банком России и правительством. "Для меня главная причина состоит в том, что мы погасили импульс роста, который у нас был в 2011-2012 году, высокими процентными ставками, высокими тарифами и укреплением рубля, которое означает рост издержек", — сказал Белоусов, напомнив, что ставки по кредитам предприятиям в РФ в настоящее время достигают 12-13% годовых, при том, что ставки по депозитам находятся на уровне 8%.
Ослабление противопоказано
Поставив крепкий рубль в число главных факторов замедления роста экономики, Белоусов, все же согласился с руководством ЦБ в том, что рукотворное ослабление курса может иметь тяжелые последствия для ряда отраслей. Министр намекнул на последние события с резким падением курса национальной валюты на этой неделе, сочтя их также не совсем естественными. "Мы сейчас наблюдаем, как одно, может быть, не очень аккуратно брошенное слово, привело к изменениям на валютном рынке", — отметил он.
Белоусов также продемонстрировал, что в целом не слишком верит в предопределенность и неуправляемость макроэкономических процессов и к слову использовал видоизмененную цитату известного государственного деятеля Лазаря Кагановича. "У нас все процессы объективны, но, как в свое время говорил товарищ Каганович, любая объективная причина имеет звание, имя и фамилию", — сказал министр.
Тема понижения курса национальной валюты, которое является очевидным и весомым "бонусом" для федерального бюджета, стала особенно актуальной в последние дни, после того как неосторожное высказывание министра финансов РФ Антона Силуанова обрушило рубль. Глава Минфина заявил, что министерство в августе намерено начать покупать валюту на внутреннем рынке, и это приведет к снижению курса рубля на 1-2 пункта, сказал он.
Набиуллина, выступая на форуме, подчеркнула, что даже намеки на возможное ослабление курса рубля ведут к негативным последствиям. "Если вдруг кому-то заблагорассудится переходить к управляемому курсу с ослаблением — мы поддержим относительно узкий круг экспортных отраслей, которые при этом сейчас сталкиваются с серьезными ограничениями сбыта на мировых рынках", — сказала она. Однако непонятно, смогут ли эти отрасли своей деятельностью подтолкнуть рост экономики в целом. Зато ясно, что ослабление курса приведет к негативным эффектам для модернизации, — подчеркнула Набиуллина.
Намеки на ослабление рубля осложнили и без того непростую ситуацию с нехваткой рублевой ликвидности у банка ВТБ. Как рассказал агентству "Прайм" финансовый директор ВТБ Герберт Моос, заявления о возможном ослаблении курса привели к резкой конвертации рублевых остатков в валюту на счетах корпоративных клиентов российских банков.
По словам Мооса, в настоящее время банки имеют переизбыток валютных средств и существенную нехватку рублевой ликвидности. "Эти заявления осложнили нам проблему ликвидности: корпораты, услышав об ослаблении рубля, начали конвертировать свои депозиты в доллары, и это снизило рублевую ликвидность и увеличило валютную, и все пришло в движение", — сказал финдиректор второго по активам банка РФ.
При этом Сбербанк и Газпромбанк, входящие в пятерку крупнейших российских банков, не зафиксировали движения клиентских средств из рублей в доллары.
Кто заплатит за банкет?
При этом Набиуллина высказалась против административного и квазиадминистративного снижения кредитных ставок (путем введения индикативных ставок). "Потому что банки будут уходить от того, чтобы давать компаниям кредиты по ставкам, которые каким-то образом указываются", — пояснила она.
"Шутки с этими двумя составляющими — оценкой рисков и недокапитализацией банковской системы — очень опасны, потому что это интересы всех вкладчиков страны", — предупредил глава Сбербанка. "Мы заплатим устойчивостью финансовой системы и это может быть самая тяжелая цена, которую нам придется заплатить за такого рода попытки стимулировать экономический рост", — подчеркнул Греф.