О саммите "молодежной двадцатки", прошедшем в Санкт-Петербурге, о рекомендациях, которые руководители делегаций 26 стран Y20 подготовили лидерам стран "большой двадцатки" к саммиту, который пройдет в северной столице России 5-6 сентября в интервью РИА Новости рассказал руководитель делегации России на Y20 Инал Ардзинба.
- Какие оценки получила работа молодежного саммита, увенчавшаяся созданием итогового коммюнике с рекомендациями для глав стран "большой двадцатки"?
— Должен сказать, что наше финальное коммюнике очень понравилось начальнику Экспертного управления президента и шерпе Российской Федерации в "большой двадцатке" Ксении Юдаевой. Она высоко оценила наши предложения, прежде всего, связанные с международной финансовой архитектурой. Она указала на то, что большинство пунктов соответствует национальным интересам России.
- Разработка программы саммита Y20 была полностью отдана самим участникам. Кто формировал повестку дня и как проходил процесс выбора тем для обсуждений?
— Выбор тем происходил на специально созданном сайте y20russia.ru. Там была открытая часть сайта, общедоступная информация, связанная, прежде всего, с отбором делегатов. Затем, когда нас всех выбрали и прошли отборы во всех странах «группы двадцати», мы начали собираться на специальной закрытой интернет-площадке Y20. И там как раз проходили все обсуждения. Предлагались темы, мы голосовали по ним, то есть все было абсолютно прозрачно и демократично. Если хотя бы одна страна против темы, то тема исключалась.
Такой же принцип соблюдался при согласовании текста итогового коммюнике. Представляете, как сложно было продвинуть что-то выгодное России, если, к примеру, представители США против! Например, мы предложили, чтобы главами Всемирного банка (ВБ) и Международного валютного фонда (МВФ) становились не только представители Европы и Соединенных штатов, но и представители развивающихся стран. И мы долгое время, в том числе за кулисами, тратили на то, чтобы объяснить, что если мы этого не напишем в коммюнике, то это будет просто взгляд сквозь розовые очки. Это очевидно — достаточно распечатать список руководителей ВБ и МВФ и посмотреть, что там только люди, защищающие интересы Соединенных Штатов и Европы.
- Вы сказали, что среди иностранных коллег были те, с кем было сложно прийти к единому мнению. Но за счет чего в итоге удавалось преодолевать это недопонимание?
- Будете ли вы продолжать работу с молодежью других стран и в каком формате? Какие вопросы вы намерены поднимать в будущем?
— Мы решили создать специальный клуб выпускников молодежных саммитов "большой двадцатки", и постоянно общаться и собираться на каких-то площадках. Например, очень хорошая площадка Питерского экономического форума, и мы были бы счастливы, если бы у нас была возможность собираться на площадке этого форума, приглашая сюда всех делегатов, и собираться каждый год, обсуждать и следить за тем, как наши рекомендации выполняются.
- Какие из рекомендаций "молодежной двадцатки", по вашему мнению, войдут в итоговое коммюнике G20?
— Ксения Юдаева нам обещала, что она будет наши идеи продвигать, и ей действительно понравилось коммюнике. Понравилось, в том числе, и экспертам из органов государственной власти, мы общались с экспертами из администрации президента. Им очень понравилось наше понимание того, что нужно делать, и мы действительно ожидаем хотя бы одной или двух строчек упоминания о наших рекомендациях.