МОСКВА, 20 июн — РИА Новости. Российская академия наук может обзавестись своей собственной системой аспирантуры и процедурой присвоения ученых степеней, поскольку нормы об аспирантуре в новом законе об образовании не соответствуют нуждам академии, сказал журналистам президент РАН Владимир Фортов.
В декабре 2012 года был принят закон "Об образовании". Он вступает в силу с 1 сентября 2013 года и должен заменить два прежних закона: "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Во вторник на заседании президиума РАН обсуждалась ситуация, возникшая в связи со скорым вступлением в силу нового закона.
"Аспирантура — это в понимании академии наук подготовка исследователей, то есть конечным этапом работы аспиранта является диссертация, квалификационная работа, где обязательно должен быть научный результат. А в новом законе написано, что это следующая ступень образования, то есть бакалавр, магистр, потом идет аспирантура. И в этом смысле аспирантура не обязательно должна кончаться диссертацией. Вы можете проучиться, получить диплом, но защищать диссертацию как бы не обязательно", — сказал Фортов.
С принятием нового закона, отметил глава РАН, возникает бюрократическая коллизия, связанная с тем, что академические институты — не образовательные, а исследовательские учреждения.
"Для того, чтобы аспирантура в РАН работала, мы должны быть аттестованы как образовательное учреждение — должно быть определенное количество квадратных метров на человека, столовая в шаговой доступности, и многое другое… Академия наук к этому не готова, ее не спросили (при подготовке закона). Закон ориентирован не на академию наук, а на вузы, и для вузов он может быть хорошим, а для академии он нереализуем", — сказал Фортов.
На заседании президиума РАН звучали предложения потребовать отсрочки на год вступления закона в силу, однако Фортов считает это нереальным. "Вступление в силу закона затормозить вряд ли удастся. Возможны разные варианты. Например, мы можем устроить у себя аспирантуру, давать свои дипломы", — сказал глава РАН.
"Что касается аспирантов, то закон обратной силы не имеет, то есть аспиранты второго и третьего года обучения будут учиться, как учились", — добавил Фортов.
По его словам, в академии сейчас создана рабочая группа, которая должна сформулировать общую позицию РАН по этой ситуации. Затем предложения академии будут обсуждаться с Минобрнауки.