Рейтинг@Mail.ru
Пустовой: о проходных баллах и бюджетных местах в вузах Новосибирска - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пустовой: о проходных баллах и бюджетных местах в вузах Новосибирска

© Фото : предоставлено Советом ректоров вузов Новосибирской областиВице-президент Российского союза ректоров, председатель союза ректоров СФО, ректор НГТУ, профессор Николай Пустовой
Вице-президент Российского союза ректоров, председатель союза ректоров СФО, ректор НГТУ, профессор Николай Пустовой
Читать ria.ru в
Дзен
О том, по какому принципу распределяются бюджетные места в новосибирских вузах, на какие специальности есть госзаказ, а также о ЕГЭ и падении уровня высшего образования в интервью РИА Новости рассказал вице-президент Российского союза ректоров, председатель союза ректоров СФО, ректор НГТУ, профессор Николай Пустовой.

В вузах России 20 июня начинается приемная кампания. О том, по какому принципу в этом году распределяются бюджетные места в новосибирских учебных заведениях, на какие специальности есть госзаказ, а также о ЕГЭ и падении уровня высшего образования корреспонденту РИА Новости Ирине Ткач рассказал вице-президент Российского союза ректоров, председатель союза ректоров СФО, ректор НГТУ, профессор Николай Пустовой.

Вузов много

- Как изменилось число вузов в Новосибирске с 90-х годов и за счет чего?

— Количество государственных вузов не изменилось, появились негосударственные вузы. В общей сложности сейчас в Новосибирске 41 высшее учебное заведение ведет набор на бюджетные и контрактные места. Мне кажется, эта цифра для Новосибирска большевата. Коммерческие вузы очень разные: некоторые уже состоявшиеся, другие скорее виртуальные, где работают преподаватели госвузов ради дополнительного заработка. Их нужно упорядочить. Может быть, рынок сработает…

- По какому принципу распределяются бюджетные места?

— Распределяются они по образовательным программам. В конкурсе на бюджетные места, так называемый госзаказ, могут участвовать и негосударственные вузы. На число бюджетных мест влияет имидж вуза, его ранг, мониторинг вузов Минобрнауки РФ. Но большее влияние оказывает мониторинг образовательных программ вуза. Собираются мониторинговые данные по всем вузам, предлагающим определенные программы, и те, кто оказывается ниже медианы или в последних местах по их качеству, просто не получают бюджет.

Школьный аттестат
Новосибирские вузы начинают прием документов от абитуриентов
- Как влияют рейтинги вузов на число бюджетных мест? Что с теми вузами, которые попали в неэффективные?

— Рейтинги влияют, но не так радикально. Повторюсь, что большее значение имеют образовательные программы. Что касается мониторинга вузов, то он был первым экспериментальным и не всегда соответствовал истинной оценке вузов. Считаю, например, что  Сибирская государственная геодезическая академия (СГГА) попала в неэффективные по недоразумению. Кроме того, в этом году рейтинг будет другой, более структурированный, учитывающий особенности групп вузов по профессиональной направленности.

- Какие еще факторы влияют на число бюджетных мест в том или ином вузе?

— Профильность вуза. К примеру, в прошлом году у нас в НГТУ было 18 бюджетных мест на экономике, в этом – ноль. Лично мне кажется, что бюджетные места должны даваться по качеству педагогического корпуса. Допускаю, если, например, в аграрном вузе пять докторов философских наук, образовалась философская школа, то почему бы им не готовить философов? Или если экономическая школа в техническом вузе лучше, чем в маленьком экономическом вузе?

России нужны инженеры

- Какие специалисты сейчас необходимы российской экономике?

— Госполитика по развитию экономики определяет пять-шесть направлений, которые необходимо обеспечить кадрами. Сейчас приоритет государство отдает инженерно-техническим и естественно-научным специальностям. Во-вторых, подаются запросы к объединениям работодателей, нефтяникам, "Росатому". Таким многоканальным способом дается оценка наиболее востребованным в экономике профессиям.

В меньшей степени акцент делается на экономические, гуманитарные и юридические специальности. Сейчас пик интереса к этим трем направлениям снизился по сравнению, к примеру, с ситуацией лет десять назад. Парадокс – формально найти работу инженера проще, чем гуманитарию или экономисту, но учиться сложнее.

- Как это отражается на числе бюджетных мест?

— Число бюджетных мест в пропорциях примерно 30 на 70 гуманитарных и технических. В НГТУ мало гуманитарных, в НГУ 5-10%, СГУПС — 5%, НГАСУ —5%, в СГГА — 5%, чистые гуманитарии — НГАХА и консерватория. В этом году бюджетные места (гуманитарные) не получил ни один негосударственный вуз. В прошлом году были места в гуманитарном вузе и сибирском независимом институте.

По плану набора число бюджетных мест увеличивается, но структура меняется. Сейчас есть бакалавриат и магистратура, которая должна развиться. Бакалавриат – это массовая подготовка специалистов, а сильные ребята, процентов 20-25, должны идти учиться дальше. Число бюджетных мест в магистратуре увеличилось в полтора раза, а в бакалавриате, наоборот, чуть уменьшилось.

- Какие факультеты могут оказаться полупустыми из-за сокращения бюджетных мест?

— Гуманитариев, экономистов и юристов все могут готовить. И несмотря на сокращение количества бюджетных мест, если у населения есть такие бизнес-цели, то найдутся и средства. Сейчас государству нужны инженеры, но число вузов с техническими специальностями ограничено. Я не знаю ни одного коммерческого вуза, который стал бы заниматься автоматикой.

- Не возникнет ли из-за такого распределения дефицита гуманитарных специалистов в будущем?

— Возможно. Но чаще случается, что человек просто пошел учиться не своему делу. Раньше такое часто случалось, когда студент пришел в технический вуз, но совершенно к этому не склонен. Наверное, гуманитариев больше, чем дается бюджетных мест. Думаю, это все скорректируется. Сейчас государство ставит проблему модернизации экономики, чтобы Россия не была огромным базаром.

Абитуриентов хватит всем

- Насколько объективно можно оценивать уровень абитуриентов по результатам ЕГЭ?

— Я считаю, что нужно увеличивать количество ЕГЭ в школах. Чтобы можно было более комплексно оценить молодого человека. Сам я сдавал восемь выпускных и пять вступительных экзаменов за одно лето, это издевательство над детьми. Но когда ребенок сдает только три предмета — это слишком большая любовь и издевательство над системой образования.

Родители и дети хотят спокойно закончить школьный этап, а уже потом разбираться с поступлением в вуз. Но количество сданных ЕГЭ и их состав резко сокращает эти возможности.

К примеру, ребенок с родителями выбрал определенный набор ЕГЭ. Сдает, приходит с ним в вуз и спрашивает: "Куда я могу поступить?" И оказывается, что только, условно говоря, на три специальности, но там нет бюджетных мест — они все платные. Ладно, если он раньше спросил, а часто бывает, что подал заявление, заключил контракт, а на второй день мама приходит: "Мне нечем платить!" А я-то здесь причем?

Чтобы социальные возможности не заужать, нужно сдавать четыре — пять экзаменов. Для нормально закончивших школу детей государство выделяет достаточное число бюджетных мест. Так у нас и средний балл ЕГЭ поднимется. Сейчас часто нормальные ребята выбирают на ЕГЭ то, что ниже их возможностей. Я за более комплексную оценку. ЕГЭ должен быть просто контролем. Так, в Казахстане пять сдают. В Китае тоже пять экзаменов, причем за два – три дня.

- Как вы относитесь к мнению, что уровень высшего образования падает?

— В старые добрые времена в вузы поступало 20-25% выпускников школ. Сейчас это 80-85%, восемь из десяти выпускников! И на бюджет поступает 40-45%, то есть каждый второй.

Естественно, средний уровень объективно должен снижаться. Поэтому так много отчисляем с первых курсов. На технических специальностях после второго курса практически нет контрактников. Это значит, что либо ребенок не поступил на бюджетное место, но хорошо учится, и тогда он переходит на вакантные бюджетные места, либо ему здесь не место. А с точки зрения подготовки тех же 20-25% студентов ничего не изменилось, это такие же прекрасные ребята.

- Какие изменения по проходным баллам для абитуриентов в этом году?

— Желание  студентов учиться той или иной специальности жизнь корректирует. Как только какая-то отрасль засветилась, зазвенела  — сразу же интерес появляется. Взять новосибирский авиастроительный кластер. В прошлом году проходной балл поднялся на 50 единиц и это при том, что обычно рост составляет не более пяти – семи баллов. Был 120 стал 170 баллов.

Такая же ситуация с физическим факультетом. Но системно ли? Возможно, люди начали понимать, что несмотря на то, что учиться в технических вузах сложнее, но большая вероятность быть востребованным в профессии и зарабатывать.

- Ваши прогнозы по набору студентов в этом году…

— Время покажет, но каждый вуз обязан выполнить план, и надеемся набрать талантливых ребят. Но хотелось бы, чтобы желания студентов соответствовали их возможностям. Когда мне говорят, что ребенок любит компьютер, из этого не следует, что из него получится хороший специалист по IT.

Но мы-то учим другому, информатика нужна не для работы с компьютером как пользователь, а для того, чтобы он обеспечивал его функционирование (програмное обеспечение, техническая работа)! Думаю, авторитет вуза по-прежнему работает: в Томске ТПУ и ТГУ, новосибирские НГУ и НГТУ без студентов не останутся.

Справка: В 2013 году новосибирские вузы планируют принять 10,611 тысячи студентов на бюджетные места. В прошлом году набор на бюджет был 8,4 тысячи мест. Общее число мест в вузах Новосибирска с учетом контрактных — около 15 тысяч.

При распределении бюджетных мест в этом году произошло структурное изменение: сокращен набор на вечерние, заочные отделения и в бакалавриат; бюджетных мест в магистратуре, наоборот, стало больше. Приоритет отдан инженерно-техническим и естественно-научным специальностям. Бюджетных мест на гуманитарные специальности стало на 20% меньше по сравнению с прошлым годом.

ЕГЭ в 2013 году сдавали  14,56 тысячи выпускников в Новосибирской области, из них 7,73 тысячи в Новосибирске.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала