Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.
Впрочем, даже такие убедительные доводы не позволили быстро разработать и согласовать проект, история с которым тянется с прошлого года. По сумме вопросов не было. Хотя, к примеру, глава Центробанка Сергей Игнатьев говорил о том, что уместно повысить страховку и до 1,5 млн рублей. Тормозил процесс принятия один существенный момент – Агентство по страхованию вкладов (АСВ) настаивало на праве самостоятельно устанавливать дифференцированные ставки страховых взносов для банков.
Щедрые банки заплатят больше
Крупные банки, и в этом их поддерживало АСВ, настаивали на дифференцированном подходе. Они утверждали, что не хотят платить за банки, которые привлекают клиентов высокой обещанной доходностью, потом банкротятся, а их риски покрываются из общего фонда страхования. Поэтому в итоге в законопроекте появилось право АСВ устанавливать не только базовые, но и дополнительные ставки для отчислений в фонд.
Если обещанная банком доходность по вкладу отличается от рассчитываемой ЦБ по крупнейшим игрокам рынка на 2%, то ставка для банка вырастет на 40%, а если на 3%, то ставка повысится на все 200%. При этом для того, чтобы платить в фонд больше, банку достаточно заключить хотя бы один договор, где ставки по вкладу превышают ориентир. Теоретически и крупные кредитные организации могут попасть "под раздачу".
Этот вариант вызвал множество споров. Поэтому были предложения привязать размер отчислений банков в страховой фонд не к ставкам по вкладам, а к финансовой устойчивости банка. Но правительство эту инициативу не поддержало, поскольку кредитные организации активно выступили против.
В итоге правительство остановилось на первоначальном варианте, который и был внесен в Госдуму.
Почему именно сейчас
Подобный шаг, действительно, может успокоить вкладчиков, если они в преддверии возможного обесценивания рубля захотят изъять вклады. Тем более что охлаждение населения стало заметно уже в мае, когда объем средств на депозитах вырос всего на 0,1%, тогда как до этого ежемесячно вклады увеличивались в среднем на 1,7%.
В момент, когда на горизонте начинает проявляться призрак девальвации, у людей обостряется желание физического единения со своими деньгами. Как правило, оно заканчивается оттоком вкладов, который, кстати, наблюдался осенью 2008 года. И именно в октябре 2008 года, примерно за месяц до объявленной девальвации, произошло повышение страховки по вкладам до 700 тыс рублей. Кстати, рубль начал ослабевать уже в августе, но до ноября ЦБ активно поддерживал валюту интервенциями.
Возможно, сейчас просто настало время внести законопроект о повышении страховки по вкладам до миллиона (тем более что одобрение от правительства он получил в начале июня), и сравнение с 2008 годом не вполне уместно. Но, как не крути, напрашивается.
А насколько это сравнение оправдано – можно будет судить по активности депутатов. Если они успеют принять законопроект еще в эту сессию, то значит, он чрезвычайно актуален.
Кто заплатит за повышение гарантий
По состоянию на 17 июня 2013 года размер страхового фонда составляет 231,1 млрд рублей. Это и на 2% не покрывает объем обязательств банковской системы перед гражданами. А если в банковской системе произойдет что-то катастрофическое? На этот случай законопроект предусматривает, что в случае проблем ЦБ предоставит АСВ кредит на 5 лет без обеспечения. Сейчас нагрузка лежит на бюджете.
Но все-таки выглядит ли система, хоть и с подпорками от государства, стопроцентно непоколебимой? Ведь в России практически нет удачных примеров перехода на страховые принципы. Хотели сделать пенсионную систему полностью самодостаточной – ничего не получилось. ПФР быстро подсел на трансферты из бюджета.
То же и с системой страхования вкладов. Небольшой объем фонда в случае капитального катаклизма не позволит выполнить все обязательства перед вкладчиками. Возможно, потому имеет смысл и повысить базовую ставку отчислений банков в страховой фонд, и дополнительные ставки сделать дифференцированными в зависимости от состояния кредитной организации.
Но с банками у нас принято осторожничать. Так и до выплат из фонда страхования недалеко. В общем, замкнутый круг.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции