Рейтинг@Mail.ru
Выставка о русско-голландской дружбе открылась в Москве - РИА Новости, 19.06.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Выставка о русско-голландской дружбе открылась в Москве

Читать ria.ru в
Дзен
При помощи 400 экспонатов из российских и голландских музейных собраний организаторы экспозиции решили чрезвычайно сложную задачу, наглядно представив многообразие отношений и взаимное влияние двух стран.

МОСКВА, 19 июн — РИА Новости, Светлана Янкина. Выставка "Россия и Голландия. Пространство взаимодействия", открывшаяся в Государственном Историческом музее в среду, рассказывает о том, как складывались отношения между двумя странами со времен, когда Петр I еще не начал "рубить окно в Европу" до тех лет, когда русские войска освободили Нидерланды от наполеоновских войск в 1813 году. Экспозиция, полная редких артефактов, костюмов, предметов быта и географических карт проходит в рамках перекрестного культурного года России и Голландии.

Свирепые медведи и привилегии на книги

Первые экспонаты относятся ко времени воцарения Романовых. Примерно тогда русские окраины стали исследовать мореплаватели передовой Голландии, в том числе Виллем Баренц, давший имя далекому северному морю, и его спутник Геррит де Веер. В экспозиции представлено иллюстрированное сочинение последнего — "Дневник морских путешествий, в коем описано три удивительных плавания голландцев и датчан по верхним широтам Норвегии, Московии и Татарии". С помощью современных технологий воспоминания путешественника переведены в мультимедийный формат: зритель может полистать книгу и узнать о "диких и свирепых медведях и других морских чудовищах, и о невыносимом холоде".

Здесь же — одеяния из оленьих шкур северных народов, а также фрагменты одежды, обуви и снаряжения, найденные на Таймыре на месте зимовья полярных мореходов XVII века во время современных археологических раскопок. Также в этой части выставки можно увидеть карту "Северной и восточной части России, обычно именуемой Московией", изданную на основе материала голландского купца Исаака Массы, и его Album Amicorum 1618 года, раскрытый на рисунке с изображением двора царя Михаила Федоровича.

Об интенсивности деловых отношений свидетельствует, в частности, "Грамота Генеральных Штатов Республики Соединенных провинций Нидерландов царю Михаилу Федоровичу" 1629 года. В ней Россию благодарят за 30 тысяч пудов селитры и обещают прислать 10 тысяч мушкетных стволов. Как известно, Нидерланды в то время были одним из европейских оружейных центров. Отдельные образцы этой промышленности представлены рядом.

Россия – Нидерланды. Основные показатели стран
Россия – Нидерланды. Основные показатели стран
Особого внимания заслуживает изысканное оформление документов — и в этом смысле наиболее выдающимся экспонатом является грамота "Привилегии на ввоз в Россию карт и книг", которая помимо размера поражает своим пышным декором. Она была пожалована амстердамскому купцу Яну Тесингу Петром I в 1700 году.

Секрет "малинового звона"

Поворотному для истории России моменту посвящен следующий раздел экспозиции. В этой части выставки демонстрируются аттестат, выданный Петру I за его работу корабельным плотником на верфи в Амстердаме при строительстве фрегата "Святые апостолы Петр и Павел" и картина мастерской Абрахама Шторка, на которой царь изображен на борту яхты, идущей к этому кораблю.

Дополняют раздел детали судов "потешной флотилии" царя, в том числе фрагмент корабельной резьбы с головой льва. Любопытен его камзол из голландского полотна. Он выглядит довольно небольшим и настолько узким в плечах, что невольно задаешься вопросом — действительно ли Петр I был таким высоким, как принято считать.

 

То, что боярам по воле царя пришлось сбрить бороды и надеть европейское платье, известно еще из школьной программы. Но Петр заставлял менять не только облик, но и весь образ жизни. На выставке в деталях можно рассмотреть образцовые парки и дома, создававшиеся голландцами в Петербурге и Москве. Здесь, например, представлен план Летнего сада голландского садовника Яна Розена, рисунки усадьбы лейб-медика императора, основателя первого московского госпиталя Николааса Бидлоо, а также изображение Голландского домика в Кускове, изнутри декорированного тематическими изразцами. Благодаря как раз таким голландским белым плиткам с синими узорами и пейзажами в России появился один из ее символов — гжель.

Голландии мы обязаны и "малиновым звоном", который на самом деле получил имя не в честь ягоды, а благодаря городу Мехелен (по-французски "Малин"). Там был изобретен особый сплав для колоколов, придающий им необычайно приятное звучание. К слову, первый русский карильон (механизм, благодаря которому колокола исполняют особую мелодию), заказанный Петром I во Фландрии и установленный в Петропавловском соборе, соответствовал высокому мехеленовскому (малиновому) стандарту.

Мал да дорог

"Рубить окно в Европу" Петр I начал в Заандаме, куда он инкогнито прибыл обучаться кораблестроительному делу. Однако за какую-нибудь неделю присутствие русского царя было рассекречено и вызвало небывалый ажиотаж, из-за чего он был вынужден перебраться в Амстердам. Его заандамский домик, который недавно реконструировали, принадлежал попеременно то голландцам, то представителям династии Романовых. Для русской императорской семьи он считался фамильной реликвией, и представители династии особо заботились о деревянном строении. В экспозиции представлено письмо, в котором нидерландская принцесса, дочь Павла I Анна Павловна как бы между прочим сообщает племяннику, цесаревичу Александру Николаевичу о том, что свекор, голландский король Вильгельм I, подарил ей "Домик Петра".

Договор о браке этой великой княжны и принца Вильгельма Оранского 1816 года, закрепившем союзнические отношения между Россией и Нидерландами, является одним из редчайших дипломатических документов на этой выставке. Также в этом разделе экспонируются портреты и стул голландской работы с вышитыми гербами молодоженов, а также памятная доска, установленная на амстердамской бирже в память о посещении ее в 1814 году братом будущей невесты Александром I. Надпись на ней гласит, что "Царь Александр убирает в ножны меч войны и благословляет биржу Амстела мирным взором".

При помощи 400 экспонатов из российских и голландских музейных собраний организаторы экспозиции решили чрезвычайно сложную задачу, наглядно представив многообразие отношений и взаимное влияние двух стран.

О других мероприятиях перекрестного года России и Голландии читайте в сюжете РИА Новости >>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала