ЛЕ БУРЖЕ (Франция), 18 июн — РИА Новости, Анна Юдина. Одно из главных событий года в мире авиации — авиасалон в парижском Ле Бурже — вновь собрал профессионалов и ценителей со всего света. Простых зрителей сюда начнут пускать с пятницы, а пока огромная площадка площадью более 400 тысяч квадратных метров наполнена людьми в деловых костюмах и галстуках.
Каждые два года на Ле Бурже заключаются значительные международные контракты как в области гражданской, так и военной авиации. Однако для зрителя, не искушенного в экономике и военно-техническом сотрудничестве, безусловно, одним из самых больших впечатлений становятся демонстрационные полеты самолетов и вертолетов. И российским пилотам здесь явно есть что показать.
За тем, как негласно соперничают асы пилотажа в небе Франции, наблюдал корреспондент РИА Новости.
Просторы Ле Бурже
С самого раннего утра над островерхими черепичными крышами раздавалось характерное гудение: вертолеты, словно перелетные птицы, один за другим тянулись в сторону парижского пригорода Ле Бурже. Прославился этот городок тем, что вот уже более полувека принимает на своей территории гостей одноименного авиакосмического салона.
От станции до территории бывшего аэропорта Ле Бурже, ныне являющегося выставочной площадкой, туда-сюда снуют автобусы, из которых вываливаются все новые и новые толпы людей, стремящихся посмотреть на крылатые машины.
Пройдя сквозь бесконечно длинные павильоны, попадаешь на главную площадь Ле Бурже, по размерам не уступающую знаменитейшим площадям мира. Вот мимо стайкой пробегают тонкие щебечущие мадмуазель в оранжевых футболках — обслуживающий персонал выставки; проходят группой иностранные пилоты в форме — синей и светло-серой, с нашивками своих частей. Поневоле ощущая себя виновниками торжества, они двигаются неторопливо, разговаривают со знанием дела, ослепительно улыбаются, если ловят на себе заинтересованные взгляды.
Но самое главное — самолеты и вертолеты, неподвижно стоящие в плещущемся людском море, каждый в своей загородке, со своими техниками, которые и присматривают, и ухаживают за стальными "птицами", и даже помогают членам делегаций осмотреть ценный экспонат.
Вот тяжело замер "Дримлайнер" Катарских авивалиний, поражающий своей роскошью. Виднеется хвост еще более огромного "Дримлайнера", представленного "Боингом" — эта исполинская машина примостилась подальше от павильонов и поближе к взлетной полосе.
За загородкой стоят изящные одноместные и двухместные самолеты австрийской компании "Даймонд", а неподалеку ходит девушка с белой тростью вместе с бородатым мастером в оранжевой спецовке. Ее руки скользят по бортам, крыльям, винтам самолета, а механик что-то тихо рассказывает ей на французском. Слушательница, лишь изредка задавая вопросы, внимательно слушает и бегло изучает пальцами гладкую белоснежную поверхность обшивки.
Итальянская "Финмекканика" привезла различные образцы — например, истребитель "Тайфун"; французы выставили весь спектр самолетов — от небольшого, длиной 20 метров, "Фалькона 2000" для перевозки vip-персон, до "Рафаля" — многоцелевого истребителя, представленного министерством обороны Франции. "Бомбардье", "Эйрбас", "Еврокоптер" — эти названия много говорят тем, кто хоть немного увлекается авиацией.
Не счесть винтовых самолетов — от огромных, как устрашающе серый "толстяк" Ан-70, басовито гудящий на взлете, до настоящих крох-бипланов, на которых летчики умудряются вытворять чудеса пилотажа.
Русское чудо
Но как же в таком великолепии найти российский след?.. Помимо красиво оформленных выставочных стендов "Рособоронэкспорта", "Объединенной авиастроительной корпорации" и "Вертолетов России", есть кое-что еще, ради чего, без преувеличения, стоит гордиться мастерством наших самолетостроителей и военных летчиков.
Это Су-35С, проделавший неблизкий путь из подмосковного Жуковского в Париж; это учебно-боевой самолет Як-130 и вертолет Ка-52 "Аллигатор", поступивший в российскую армию в 2011 году. Их выступления можно увидеть на Ле Бурже в течение всей этой недели.
Если открывался салон с дождем и грозой, то после обеда уже вылезло немилосердно палящее солнце, продолжившее поджаривать посетителей и на следующий день. Правда, в яркой синеве неба без единого облачка лучше видны все грани высшего пилотажа, но дочерна загоревшей технической команде обслуживания самолетов приходится, очевидно, нелегко.
"Рафаль" выступает одним и из первых — запомнился нетерпеливый, быстрый, даже немного дерганый пилотаж, когда почти черная, облитая солнцем машина металась в небе, словно преследуя кого-то, мастерски делала петли и виражи, но ее двигатели работали настолько оглушительно, что хотелось не только закрыть уши, но и зажмуриться.
Наконец настал черед 35-го. Управляет им заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой России Сергей Богдан. Надо отметить, что триумф Су-35С был первым для этого самолета зарубежным показом, так что внимание к русскому самолету было нешуточным.
Когда этот истребитель стоит на площадке, он чем-то напоминает журавля — такой же тонкий, изящный, серый, с плавно изогнутой носовой частью. Когда он выехал на взлетную полосу, то разогнался стремительно и незаметно и почти тут же взлетел почти перпендикулярно земле, уткнувшись острым носом в небо. Толпа восхищенно вздохнула.
Многотонный истребитель в небе выглядел как легкий лист, вращающийся вокруг своей оси, колеблющийся, гонимый ветром. Затем он разворачивался, описывал полукруг, переворачивался, словно дельфин в воде, снова возвращался. Как будто им никто не управлял — особенно в тот миг, когда он завис в воздухе, остановился, смолк и стал фактически падать. Эти две-три секунды показались самыми страшными и захватывающими одновременно. Затем, словно опомнившись, он снова заработал двигателями и поравнялся с горизонтом. Описал полукруг и пошел на мертвую петлю — как будто опять медленно и неторопливо, давая себя хорошенько рассмотреть.
Он то поворачивался светло-зеленым "брюхом", то заходил с солнечной стороны, и тогда виднелся только строго и четко очерченный крылатый силуэт.
Когда он раз за разом разворачивался для нового витка, то виднелось розоватое свечение, раскаляющее, рвущее сопла изнутри, заставляющее воздух сзади самолета вскипать. Но самым главным был звук — тяжелый, будто наковальня, мощный, осязаемый. Самолет тащил его за собой словно полотно и прокатывал по зрительским трибунам, заставляя вибрировать все вокруг. Эхо от звука двигателей металось между выставочными павильонами и раскатисто громыхало на площади комплекса.
Когда он резко поворачивался на скорости, вдоль крыльев как будто сгущался воздух и окутывал их молочной дымкой. Самолет словно нырял через маленькое облачко, которое затем таяло без следа.
Наконец, Су-35С выпустил шасси и начал снижаться для приземления. Чиркнул колесом по асфальту взлетной полосы, оставив дымовой след, а затем коснулся земли уже всеми колесами и спустя пять минут уже подкатил к своему месту.
Рядом с Су стоял его "собрат" по ВВС РФ — Як-130, уже отлетавший свою часть выступления. По сравнению с истребителем, этот самолет показался крошечным, но это немудрено, ведь задачи у него совершенно другие: на нем, прежде всего, учатся курсанты.
"Аллигатор" под дождем
С погодой ему повезло чуть меньше — в первый день его показывали самым последним, и небо к тому времени уже было затянуто серой маскировочной сеткой из дождя. Тем не менее, он кружился, словно на качелях, вращался, разворачивался, даже летал задом наперед — жаль только, что был один, сожалели зрители на трибунах — а если бы их было двое, наши пилоты показали бы целое представление.
Пока Ка готовился к взлету, зрителей занимал крошечный бело-синий биплан, зудящий и кувыркающийся в небе, как маленький акробат. "Вот и мишень готова, выпускайте аллигатора", — совершенно беззлобно шутили на трибунах.
После летных выступлений во второй половине дня выставка начинает понемногу растекаться, знатоки уходят на кофе, техники буквально растаскивают по ангарам маленькие винтовые самолеты, а те ползут по земле неохотно, покачивают крыльями, словно упираются. Глядя на то, как за час до этого они свободно и радостно парили над землей, поневоле думаешь, что самолеты, как живые, хвастаются своими возможностями, скучают вместе со своими пилотами по ослепительной синеве неба. Ле Бурже для них — еще одна возможность прикоснуться к мечте, почувствовать себя как дома.