Вадим Дубнов, обозреватель РИА Новости.
Самой дружественной страной россияне считают Белоруссию. Как следует из исследования Левада-центра, наши партнеры по союзному государству возглавляют рейтинг друзей с результатом 85 процентов. На другом полюсе – США. Агрессивно настроенной по отношению к России считают Америку 38 процентов россиян.
Позитивный настрой в системе опознавания "друг-враг" преобладает. О дружественности говорит намного больше респондентов, чем о вражде. За американцами в перечне недругов идут завсегдатаи этого списка: Грузия – 33%, Латвия – 21%, Литва – 17% и Эстония – 16%. Зато на удивление полновесно представление о радушии к нам Евросоюза – 61 процент.
Бывший друг и вечный враг
По сравнению с аналогичными опросами Левада-центра прошлых лет изменения могут показаться значительными. Скажем, в 2007 году недружественной Эстонию называли 60 процентов россиян, хотя и годом, и двумя годами раньше цифры были в два с половиной раза меньше. 2007 год в Эстонии – это события вокруг Бронзового солдата. То, что масштабы недовольства Эстонией так быстро опустились до показателей куда более низких, значительно ниже, чем они были до тех событий, можно объяснить лишь реактивностью и сиюминутностью представлений россиян о соседях.
Но если не переоценивать значимость конкретных цифр, окажется, что лидеры антирейтинга традиционны и неизменны. Они лишь иногда меняются местами – эстонцы, грузины, латыши.
Американцы, кстати, только в этом году выступили так убедительно, обычно в представлении россиян гораздо хуже те, кого считали своими. Друг, который считается предавшим, как выясняется, хуже вечного врага. Особенно если сама застарелая вражда делает нас с американцами в чем-то равными, что, видимо, вызывает даже определенную к ним симпатию.
Балтия без границ
Судя по всему, россияне в социологическом плане воспринимают мир крупноблочно.
Страны Евросоюза по отдельности никогда прежде нашими соотечественниками не воспринимались как особо дружественные. В рейтингах прежних лет те набирали считанные проценты, и только Германия поднималась до 20 с лишним пунктов. Однако как единое политическое образование Евросоюз уже давно в лидерах, хоть и не с таким отрывом, как сегодня. В январе этого года в целом к ЕС положительно относились 64% россиян, в прошлом году — 56%.
То же, похоже, со странами Балтии, которые хоть и входят в ЕС, но для жителей России, прежде всего, "бывшие". В восприятии опрашиваемых они традиционно не слишком отличаются друг от друга в том, что россияне считают в балтийском вопросе главным – отношении к русскоязычным жителям. А нюансы никого не интересуют.
Литва, в которой эта проблема никогда не отличалась остротой, на процент обходит даже Эстонию с ее десятками тысяч неграждан. И регулярные победы в Риге русского мэра Нила Ушакова и "Центра согласия", за который голосуют русскоязычные жители республики, тоже никак не меняют отношения к Латвии как к явному недругу.
Наш европейский путь
Стереотипы решают все. Реальность может повлиять на них только так, как повлиял на отношение к Эстонии Бронзовый солдат, на отношение к англичанам – их обидные подозрения на тему "полониевого скандала", на отношение к американцам – война в Ираке. Но это – те самые реактивные цифры, то выше, то ниже, при неизменности самого клише.
Возможно, в этом плане рождается новый стереотип – дружественный нам Евросоюз. С одной стороны, в коллективном воплощении Европа будто бы гасит недружественность конкретных стран.
Претензии к России высказывают конкретный Париж или конкретная Варшава. От лица единого европейского Брюсселя подобного недовольства Москва не слышит. Более того, в представлении россиян Евросоюз – это в чем-то те самые Соединенные штаты Европы, которые противостоят Соединенным Штатам Америки.
Стало быть, Евросоюз просто обязан быть нам другом, если у нас общая линия фронта. К тому же Евросоюз, в отличие от Америки, российский гражданин знает в лицо, для него это уже уютное место отдыха, в котором нет границ.
И вообще очень приятно иметь в друзьях тех, кто, в отличие от врагов, переживает кризис. Даже закат – и в смысле морального разложения, в борьбе с которым мы показываем всему миру пример, и по части вселенской миграции, в которой мы с Европой сострадательно солидарны.
Новое заблуждение, неопасное
Проблема только в том, что в представлении о дружественности Европы россияне прискорбно ошибаются. По результатам опроса, который в мае был проведен по заказу ВBC World Service, нас нет среди стран, к которым хорошо относятся в мире.
Германия, Канада, Великобритания, Япония и Франция возглавляют рейтинг самых популярных. Отношение к России в мире в прошлом году ухудшилось: из 25 стран мира, в которых проводился опрос, лишь в восьми отношение к нашей стране было преимущественно положительным. 15 стран негативно оценили влияние России в мире.
Положительно к России относятся лишь 30% респондентов. Наши доброжелатели совсем не там, где мы думали: в Гане – 56%, Китае – 44% и Чили – 42%. Ухудшение отношения к России в США с 59 негативных пунктов до 77 укладывается в логику взаимного восприятия. Но 63 процента недружественности во Франции, 61 в Германии и 57 в Великобритании для россиян выглядит подлинным и фатальным разочарованием.
Но эта ошибка в чем-то даже отрадна. Если прежде россияне жили, исходя из представления о мире, полном врагов, нынешнее заблуждение о том, что друзей все больше, отнюдь не так опасно.
Тем более, что и сами россияне роль собственной страны на международной арене стали оценивать несколько более трезво – 58 процентов. Год назад было 72.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции