Офшор (offshore), или офшорная компания — компания, зарегистрированная в одном из государств, предоставляющих нулевой или близкий к нулю уровень налогообложения доходов для компаний, ведущих свою деятельность вне территории таких государств.
Что такое офшоры и где они существуют >>
Единого списка офшорных зон не существует, работу по контролю за офшорными зонами ведут Международный валютный фонд (МВФ) и центральные банки различных стран мира.В конце 2000 года сформировалась тенденция усиления регулирования взаимоотношений с офшорными зонами, которая поддержана на уровне "Группы двадцати".
"Группа двадцати" (G20): состав, цели и хроника встреч >>
В законодательстве многих стран предусмотрены определенные ограничения на операции с офшором, полного запрета практически нигде нет.
Главная цель антиофшорного законодательства — четкий контроль с целью предотвратить мнимые или притворные сделки.
Российские законодатели предприняли попытку ввести полный запрет на операции с офшором в начале 2003 года, разработав законопроект "Об особом правовом статусе на территории РФ оффшорных компаний". Статья 2 законопроекта запрещала офшорным компаниям на территории России экспорт и импорт товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, осуществление валютных операций, участвовать в качестве покупателей в приватизации государственного и муниципального имущества, владеть акциями российских открытых акционерных обществ.
В 2009 году Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organization for Economic Co-operation and Development — OECD) были сформированы новые критерии в отношении информационной открытости офшорных зон. Они требуют от правительств стран быть готовыми к обмену налоговой информацией при получении запроса страны-партнера.
Важным инструментом воздействия на офшорные зоны стала ежегодная публикация ОЭСР с 2009 года трех списков: "черный" список офшорных зон, "серый" список офшорных зон и "белый" список офшорных зон. Классификация стран выполняется согласно степени готовности стран соответствовать принятым международным стандартам ОЭСР. В белый список попадают юрисдикции, которые в достаточной степени внедрили налоговые стандарты, в серый — юрисдикции, которые приняли на себя обязательства по принятию налоговых стандартов, но пока еще не в достаточной мере их внедрившие.
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег ФАТФ (Financial Action Task Force), которая была учреждена по инициативе президента Франции, дает рекомендации, которые сводятся к ужесточению идентификации владельцев офшорных компаний.
Опыт России и обсуждение мер по деофшоризации российской экономики >>
Например, в виде запрета выпуска акций на предъявителя, обязательного раскрытия информации о владельцах. Рекомендаций ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами — членами ООН.
В мае 2010 года в США был принят Закон о налоговой дисциплине, касающийся использования зарубежных счетов. Согласно этому документу американские граждане должны декларировать инвестиции и доходы вне зависимости от страны их происхождения. Устанавливается презумпция виновности компании, согласно которой они должны доказывать отсутствие скрытых доходов через офшоры от налоговых органов. Использовать офшор возможно только для развития бизнеса.
В феврале 2012 года был опубликован Проект налоговой реформы для коммерческого сектора (The President`s Framework for Business Tax Reform), который ввел обязательную уплату налогов с доходов американских корпораций, которые получены на территории других стран, а также отменил отсрочку уплаты данного налога до репатриации дохода. Документ также предполагает запрет на налоговые вычеты при выводе производства заграницу.
13 мая 2013 года на встрече президента США Барака Обамы и британского премьера Дэвида Кэмерона политики заявили о необходимости создания нового механизма выявления недобросовестных транснациональных групп, уклоняющихся от налогообложения.
Великобритания стремится создать альтернативы офшорным зонам за счет улучшения налогового режима бизнес-деятельности. Так, с апреля 2011 года размер корпоративной налоговой ставки уменьшился с 28% до 26% и планируется дальнейшее ее снижение до 23%. Ставка для малого бизнеса снизилась на до 20%.
20 мая 2013 года в письме к своим заморским территориям и коронным владениям премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон призвал адресатов к скорейшему присоединению к многосторонней Конвенции Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам. Также Великобритания предложила всем зависимым владениям создать открытые реестры компаний, которые предоставят информацию и о бенефициарах.
Германия – мировой лидер по числу соглашений об устранении двойного налогообложения. Германия настаивает на заключении соглашений с офшорными юрисдикциями по обмену налоговой информацией.
На территории Франции нет специального законодательства о банковской тайне. Каждый месяц банковские учреждения сообщают о фактах закрытия и открытия счетов, полученных суммах на счета в качестве процентов или дохода от капитала. Налоговой службой ведется централизованная база данных обо всех открытых банковских счетах.
Законодательство Японии рассматривает офшорные юрисдикции не в роли средства оптимизации налогов, а в качестве операционной базы обслуживания иностранной сети и зарубежных клиентов, покупки активов и выпуска ценных бумаг, поглощений и слияний, организации аутсорсинга, валютных операцией за рубежом. Специфика регулирования офшорных зон в Японии — направление движения капитала в другие юрисдикций без возможности свободного хода финансовых потоков из офшоров в Японию. Физическим лицам – резидентам страны доступ к офшорным услугам практически полностью закрыт, а юридические лица должны придерживаться особых процедур. С офшорных банковских счетов возможен перевод на японский рынок не более 5% активов в день. Это условие направлено в первую очередь на контроль за отсутствием возможности попадания переводимых сумм к резидентам. Для выполнения перевода на японские счета нерезидентов офшорные банковские учреждения должны предоставить налоговым органам планы использования данных средств.
В августе 2010 года США и Южная Корея договорились о совместных действиях в отношении предотвращения нелегального уклонения от налогообложения. Южная Корея подписала договора по обмену налоговой информацией с Багамскими, Каймановыми, Британскими Виргинскими островами и Панамой, которые соответствуют стандартам ОЭСР. Достигнуто соглашение по расширению сотрудничества в сфере финансового мониторинга с Малайзией и Швейцарией.
Компании Китая широко используют офшорные зоны. Данная деятельность ведется в рамках государственных программ иностранных инвестиций. Однако сохраняется валютный контроль движения капиталов. Особое внимание китайскими регуляторами уделяется использованию офшорных схем физическими лицами. Китаем заключено более 120 соглашений по обмену налоговой информацией, включая основные офшорные юрисдикции. Данная ситуация позволяет выявлять схемы по уклонению от налогов. Гонконгом подписано более 40 соглашений по обмену налоговой информацией и устранению двойного налогообложения, в частности оффшорными территориями, Джерси, Маврикий, Макао, Люксембург.
В Венгрии законопроект, запрещающий рекламировать услуги по созданию фирм в оффшорах, был внесен в парламент в 2009 году.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников