МОСКВА, 15 июн — РИА Новости. При возможной победе на президентских выборах в Иране экс-секретаря Высшего совета национальной безопасности Исламской Республики Хассана Роухани, Тегеран не будет так нуждаться в России, как он нуждается в ней сейчас в качестве опоры в борьбе с США, заявил РИА Новости в субботу руководитель российского Института стратегических оценок Александр Коновалов.
"Когда главным врагом Ирана был Вашингтон, и борьба велась, главным образом, с США, волей или неволей Тегеран обращался к России как к опоре в этой борьбе", — сказал Коновалов. Но, по его мнению, "если она (борьба) сменится какой-то формой сотрудничества, достаточно разумной, то для Ирана не будет так важна потребность в опоре на Россию как силу, которую можно противопоставить в конфликте с США".
С точки зрения российского эксперта, если на выборах победит Роухани, то "многое будет лучше в самом Иране". Роухани, добавил Коновалов, отражает интересы тех, кого можно сгруппировать под лозунгом "Мы хотим перемен": молодежь, студенты, женщины, гендерные движения, интеллигенция. "Перемены будут, но не совсем такие, которых бы нам хотелось, потому что они будут, прежде всего, касаться улучшения отношений с Западом, вывода Ирана из тяжелого экономического положения, в котором он находится, несмотря на огромные углеводородные богатства. Ирану надо уходить из-под санкций", — считает Коновалов.
Как считает российский специалист, "данные подсчета голосов, которые не меняются с 6 часов утра субботы, говорят о том, что такой результат (лидерство Роухани в президентской гонке), не случаен". Коновалов полагает, что такой результат не изменится, и Иран "обойдется без второго тура". Даже если будет второй тур, то, по убеждению эксперта, "в него пройдет Роухани и, скорее всего, (мэр Тегерана Мохаммадбакер) Калибаф". "Тогда во втором туре можно с высокой вероятностью предсказывать победу Роухани", — добавил он.
По мнению Коновалова, при победе Роухани, "мировое сообщество сможет договориться, чтобы Иран остановился на какой-то разумной точке при обогащении урана — на 20-процентном обогащении — и дальше бы не шел, а также договориться, чтобы Иран не вышел из Договора о нераспространении ядерного оружия, в котором он состоит в качестве неядерной державы". Кроме того, по мнению российского специалиста, "понизится вероятность конфликта по поводу возможных ударов по ядерной инфраструктуре Ирана, если будет разрешена достаточно адекватная система контроля, и мы перестанем говорить о том, что Израиль может нанести самостоятельный удар по Ирану, провоцируя участие в нем Соединенные Штаты". "Всем станет спокойнее — мировое сообщество перестанет бояться, что Персидский залив заминируют, и в мире начнется экономическая чехарда, а следствием ее станет крупномасштабный конфликт в зоне Персидского залива, в который так или иначе будет втянута и Россия", — заключил руководитель Института стратегических оценок.